За 11 месяцев текущего года казахстанские порты обслужили на 25% судозаходов больше, чем в прошлом году
Грузооборот морских портов Казахстана вырос на 10% за январь-ноябрь 2023 года в сравнении с соответствущим периодом прошлого года — до 6,5 млн тонн. Такие данные на заседании правительства Казахстана привел министр транспорта Марат Карабаев, говорится в сообщении высшего исполнительного органа власти республики. Преобладающим являются экспортные перевозки казахстанских грузов в направлении европейских стран.
За 11 месяцев текущего года казахстанские порты обслужили на 25% судозаходов больше, чем в прошлом году.
Общая пропускная способность морских портов Актау и Курык оценивается в 21 млн тонн в год. Порты имеют возможности перегрузки нефтеналивных, зерновых, генеральных грузов и обеспечивают отправку паромным сообщением грузов в вагонах и на автотранспортных средствах.
Торговый флот Казахстана состоит из 20 судов, включая два танкера грузоподъемностью 115 тыс. тонн, которые осуществляют перевозку нефти в Черном и Средиземном морях; 11 танкеров, работающих в Каспийском море, два из них были приобретены в этом году совместной компанией, созданной АО НК «Казмунайгаз» и «Абу Даби портс»; четыре сухогруза и три контейнеровоза.
«Сегодня главной задачей является преобразование Казахстана в международную транзитную страну в рамках развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). По сравнению с прошлым годом объемы перевозок по данному коридору выросли в 2 раза и составили 2,5 млн тонн. В том числе в 3 раза увеличился экспорт казахстанской продукции по ТМТМ. Наравне с экспортом отмечается рост и импортного грузопотока. Это, в свою очередь, показывает заинтересованность европейских компаний в маршруте ТМТМ. В то же время, снизились объемы транзитных перевозок грузов в направлении восток – запад. Основной причиной является снижение ставки фрахта по южному морскому маршруту», — сообщил министр транспорта.
В настоящее время ведутся переговоры с уполномоченными органами и компаниями соседних государств по привлечению экспорта на маршрут ТМТМ, в том числе по вопросам предоставления мер государственной поддержки данным перевозкам.
Так, отмечается, что главой государства поставлена задача увеличить объемы перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в пять раз. В этих целях, с Азербайджаном, Грузией и Турцией подписана соответствующая Дорожная карта. В рамках реализации дорожной карты каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры.
Совместно с казахстанскими экспортерами и крупными международными транспортно-логистическими компаниями, такими как, Maersk, Cosco Shipping, PSA, проводится анализ грузовой базы на предстоящие 3-5 лет, потенциально ориентированный на маршрут ТМТМ.