MSC и CMA CGM объявили о введении дополнительных сборов за транзит по каналу
Линейные контейнерные компании готовятся к нарастанию проблем для перевозок морских грузов через Панамский канал из-за введения ограничений на транзит, вызванных рекордной засухой, считают эксперты отраслевого ресурса Seatrade Maritime.
Судоходные гиганты, швейцарская MSC и французская CMA CGM, уже объявили о введении дополнительных сборов за транзит по каналу.
Ранее сообщалось, что администрация Панамского канала (ACP) объявила о поэтапном сокращении количества транзитов: с 1 декабря — 22 судна; с 1 января 2024 года — 20 судов, 1 февраля — до 18 судов, вплоть до дальнейших уведомлений от ACP, так как уровни воды в международной водной артерии продолжают снижаться.
«Со второго квартала 2023 года максимальная осадка судов, следующих транзитом через Панамский канал, снижена с 14,94 м до 13,41 м, что влияет на грузовместимость судов Neopanamax, которая уменьшена на 1,5 тыс. TEU,» — сообщил аналитик контейнерного рынка компания Alphaliner.
В числе крупнейших контейнерных перевозчиков, пострадавших от этих ограничений, стала компания ZIM, которые уже отметила сложности с соблюдением графиков рейсов. Исполнительный вице-президент и финансовый директор компании Ксавье Дестрио считает, что одним из положительных эффектов ограничений на канале станет поглощение избыточных мощностей, которые в настоящее время наводняют рынок, но признает, что «ZIM пока не видит достаточного замедления ротации услуг, чтобы изменить ситуацию с поставляемыми избыточными мощностями в мировую индустрию контейнерных перевозок».
ZIM рассматривает меры по выправлению ситуации с соблюдением графика и добавила два судна на круговом маршруте Азия — Восточное побережье США, увеличив количество судов с 10 до 12. На рейсе из Юго-Восточной Азии в Балтимор будут ходить более крупнотоннажные суда, но до сих пор перевозчик сопротивлялся вводу дополнительных контейнеровозов, чтобы соблюдать ограничения по осадке и придерживаться графика.
При этом ZIM, в отличие от своих конкурентов, пока не вводит дополнительные сборы с грузоотправителей за транзит через Панамский канал. Эксперт Alphaliner напоминает, что некоторые перевозчики, например, CMA CGM, с 1 января 2024 года введет надбавку за транзит через Панамский канал (Панамский поправочный коэффициент) в размере $150 за TEU. Французская судоходная группа объяснила это как ограничением на транзит, так и повышением ставок ACP. MSC тоже объявила о введении с 15 декабря такой же надбавки (PAF) в размере $297 за TEU на своих маршрутах между Азией и Восточным побережьем США, Персидским заливом и Азией, Карибским бассейном, на которых суда вынуждены проходить через шлюзы канала.
Генеральный директор Hapag-Lloyd Рольф Хаббен Янсен сообщил Alphaliner, что его компания внимательно следит за ситуацией, чтобы принять решение, следует ли перенаправить один или несколько своих круговых маршрутов через Суэцкий канал.