Ситуацию усугубило прекращение поставок из недружественных стран и усложнение логистики
Затраты рыбаков на спасательные средства выросли в среднем на четверть за последние три года. К такому выводу пришла Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), проанализировавшая расходы совместно с АО «Нордик Инжиниринг».
В 2022-2023 годах ситуацию усугубило прекращение поставок спасательного оборудования из недружественных стран и, как следствие, его значительное подорожание из-за применения параллельного импорта и усложнения логистики, сообщает пресс-служба АСРФ. Рост цен от 15 до 300% отмечен по всем основным группам: спасательные плоты, дежурные шлюпки, гидротермокостюмы, радиолокационное оборудование.
Отечественные производители спасательных плотов с 2020 по 2023 год подняли цены на 17%. В первую очередь, это вызвано повышением расходов на логистику и изменением валютного курса. Одновременно выпуск отечественных спасательных плотов снизился на 30%, что на фоне санкционных ограничений иностранных поставок создало предпосылки к возникновению ажиотажного спроса. У сервисных компаний и шипчандлеров повышение цен на спасательные плоты российского производства составило около 30% в морских портах на Северо-Западе РФ и до 50-75% для Дальнего Востока. Повышение цен на плоты из недружественных стран составило до 300% по наиболее востребованным позициям.
Тренд на рынке дежурных шлюпок — замена более дорого импортного ассортимента на более дешевую продукцию отечественных и китайских производителей. Это позволило закрыть потребности. Тем не менее, повышение цен отмечено и в этом сегменте относительно 2021 года. Оно составило от 15 до 200% по отдельным видам. По ряду позиций отмечено снижение стоимости.
Стоимость гидротермокостюмов за три года выросла более чем на 25%. Основным фактором повышения цен в данном сегменте стало изменение валютных курсов.
Рост цен на аварийное радиооборудование за последние три года составил до 50% по отдельным видам радиомаяков. Однако в целом по сегменту изменение цены не столь существенно. По данной категории товаров накоплены значительные складские остатки, поэтому ажиотажного спроса и значимого роста спекулятивной надбавки удалось избежать. В этом сегменте также идет активная замена на российскую и китайскую продукцию с преимущественной долей оборудования отечественно производства.
«Если для наглядности оценить затраты на полную единовременную комплектацию спасательным оборудованием средне- и крупнотоннажного дальневосточного промыслового флота, то рост общей стоимости составит более 1 млрд рублей по сравнению с прошлым годом», — отмечают в ассоциации. В 2023 году средняя стоимость комплектования спасательным оборудованием одного крупнотоннажного судна выросла на 25% — до 12,3 млн рублей, рост затрат на комплектацию среднетоннажного судна — почти на 30%, до 8,1 млн рублей. Стоимость в январе 2022 года составляла 9,8 и 6,3 млн рублей, соответственно.
Графики с сайта АСРФ