Атомфлот выиграл спор с Балтзаводом о «выжиге» ядерного топлива во время испытаний ледокола проекта 22220 «Урал»
Суд признал неосновательное обогащение судостроительного предприятия на 33,7 млн рублей
Арбитражный суд Москвы встал на сторону ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») в деле о «выжиге» ядерного топлива во время испытаний ледокола проекта 22220 «Урал». Согласно опубликованному решению суда, с АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) подлежит взыскать неосновательное обогащение на сумму 33,7 млн рублей.
Как установил суд, в цену контракта, который предприятия заключили в 2014 году на строительство первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов (СУАЛ) проекта 22220, были включены все расходы, связанные с проведением комплексных швартовных ходовых, ледовых, грузовых и других испытаний, включая стоимость ядерного топлива («выжиг»), израсходованного на испытания. Для испытаний атомохода «Урал» Атомфлот передал Балтзаводу два комплекта ядерного топлива по 1,1 млрд рублей каждый.
«Истец предоставил возможность использования части принадлежащего истцу ядерного топлива, выраженного в виде «выжига», для проведения ходовых и швартовных испытаний, а также для доставки судна в порт Мурманск, но данный факт не определяет безвозмездный характер рассматриваемых отношений сторон», — сказано в материалах суда. При этом судостроительное предприятие, уже получив оплату за «выжиг» ядерного топлива по контракту, использовал 3,065% от общего объема двух комплектов при проведении испытаний и переходе судна в порт Мурманск.
Общий размер расхода за «выжиг» топлива составил 33,7 млн рублей. Именно на эту сумму Атомфлот для возмещения своих затрат вручил счет заводу, однако оплату не получил, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Напомним, универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» был заложен на Балтийском заводе 25 июля 2016 года, спуск атомохода на воду состоялся 25 мая 2019 года, флаг был поднят 22 ноября 2022 года.
Ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире. Их главная задача — обеспечение круглогодичной навигации в Западном районе Арктики. Судно способно преодолевать ледовые преграды толщиной до 3 м. В акватории Северного морского пути (СМП) работают три УАЛ проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Сейчас на производственных мощностях Балтийского завода ведется строительство еще двух ледоколов проекта 22220 — «Якутия» и «Чукотка».
Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина — 174 м; ширина — 34 м; осадка —10,5 м/9,3 м; мощность — 60 МВт (на валах); водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; расчетный срок службы — 40 лет; численность экипажа — 54 человека.