Министерство транспорта РФ разработало федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Об этом говорится в материалах, подготовленных Минтрансом к завтрашнему заседанию правительства РФ.
Во исполнение поручения президента РФ Минтранс подготовил изменения в ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" с продлением срока ее реализации на период до 2015 г с изменением с 1 января 2010 г ее наименования на "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", передает ПРАЙМ-ТАСС. Общий объем финансирования программы составляет 13 трлн 896,9 млрд руб. В том числе из федерального бюджета предлагается выделить 4 трлн 651 млрд руб (33,4 % от общего объема финансирования), из бюджетов субъектов РФ - 615,6 млрд руб (4,4 %). Из внебюджетных источников предстоит привлечь 8 трлн 630,3 млрд руб (62,1 %).
Общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом: капитальные вложения – 13 трлн 868,4 млрд руб - 99,6 % общих расходов по программе; расходы на НИОКР - 10,5 млрд руб; расходы на прочие нужды - 18 млрд руб.
Необходимость разработки ФЦП диктуется новыми стратегическими ориентирами развития транспортной системы и переходом от ее модернизации к развитию на принципах эффективности, доступности и безопасности. Целями программы являются: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Общественная эффективность от реализации программы составляет 12,2 трлн руб, коммерческая эффективность - 4,6 трлн руб, бюджетная эффективность - 5,6 трлн руб.
Программные мероприятия предусматривают:
- ввод в эксплуатацию 4,7 тыс км новых железнодорожных линий, 3,2 тыс км дополнительных главных путей, электрификацию 2,7 тыс км железнодорожных линий;
- строительство и реконструкцию 7,3 тыс км автодорог федерального значения, включая строительство 1,8 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров;
- строительство и реконструкцию 10 тыс км автодорог регионального и межмуниципального значения на условиях софинансирования из федерального бюджета;
- увеличение суммарной производственной мощности отечественных портов на 300 млн т;
- увеличение суммарного дедвейта морского транспортного флота, контролируемого Россией, на 24,2 %, а дедвейта флота под российским флагом - в 2,4 раза;
- реконструкцию 120 км Единой глубоководной системы европейской части России, при этом протяженность участков, ограничивающих ее пропускную способность, сократится с 4869 км до 889 км;
- реконструкцию 1420 пог м речных пассажирских причалов;
- принципиальное повышение безопасности и надежности функционирования судоходных гидротехнических сооружений (доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится с 14,1 % до 9 %, опасный уровень - с 3,6 % до 0);
- формирование опорной сети аэропортов, строительство и реконструкцию 116 взлетно-посадочных полос, в том числе в крупных международных узловых аэропортах - 9 взлетно-посадочных полос;
- обновление парка самолетов на 678 единиц.
Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- транспортная подвижность населения возрастет в 1,3 раза - с 6804 км в 2009 году до 8616 км в 2015 году на 1 жителя в год;
- объем экспорта транспортных услуг достигнет $23,4 млрд, объем транзитных перевозок - 42,7 млн т в год;
- транзит грузов по территории РФ возрастет в 1,4 раза - с 30,1 млн т в 2009 году до 42,7 млн т в 2015 году;
- доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота контролируемого Россией возрастет до 64,6 %;
- количество трансферных пассажиров в узловых аэропортах возрастет в 30 раз;
- уровень контейнеризации грузов возрастет по экспортным грузам в 3 раза, по импортным грузам - в 2,2 раза, по внутренним грузам - в 2 раза;
- доля протяженности участков железнодорожной линий, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, сократится с 7,8 % до 0,5 %;
- доля протяженности автодорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 99,05 % в 2015 году;
- доля протяженности участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы, сократится с 75 % до 14 %;
- повысится на 2,3 тыс единиц транспортная доступность населения за счет увеличения количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Программа включает в себя функциональную подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг" и отраслевые подпрограммы "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Гражданская авиация".
Текущее управление реализацией программы возлагается на федеральное государственное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)".