Грузооборот Махачкалинского морского торгового порта ежегодно растет на 12-25%
Грузооборот Махачкалинского морского торгового порта ежегодно растет на 12% до 25%. Как сообщается в Telegram-канале правительства Дагестана, об этом заявил вице-премьер республики Ризван Газимагомедов во время круглого стола «Драйверы повышения эффективности железнодорожной логистики на Юге России».
Председатель правительства республики Дагестан отметил востребованность МТК «Север-Юг» и напомнил о задаче руководства страны довести его грузооборот до 100 млн тонн уже к 2050 году.
«После ковида железнодорожные перевозки ежегодно наращивают 12-17%, морской порт — от 12 до 25%, автомобильные перевозки 25-30%. Поэтому если 5 лет назад у нас грузопоток был 12 млн тонн, то, мы надеемся, что в этом году будет 17 млн тонн, а к 2025 году дойдем до 20 млн тонн. И к 2030 году в проектах Минэкономразвития и прогнозах Минтранса РФ до 30 млн тонн в год по «Север-Юг» будет проходить», — сказал Ризван Газимагомедов.
С этой целью ведется модернизация железнодорожной сети на территории Дагестана. Предусмотрена реконструкция махачкалинской железнодорожной станции — она должна быть завершена до конца 2027 года. «Махачкалинский узел связан с морским портом, там нужно будет модернизировать пути, которые идут в порт. Ведется проектирование и до конца 2027 года все должно быть завершено», — сообщил вице-премьер Дагестана.
Заместитель гендиректора Махачкалинского морского торгового порта Хаджи-Мурад Абашилов в свою очередь сообщил, что РЖД поддержало строительство железнодорожного сортировочного парка в Дагестане.
«Наши планы зависят от конструктивной позиции РЖД, и они нас сильно поддержали в части строительства железнодорожной ветки примыкания, в завершении строительства железнодорожного сортировочного парка — все наши планы буквально подхватываются и помогают нам обеспечивать ту государственную задачу, которая стоит перед нами в части развития транспортного потока «Север-Юг», — отметил он.
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м. Порт является связующим звеном транспортной системы юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими странами региона. Инфраструктура порта включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год.
За 2022 год порт переработал около 517 тыс. тонн генеральных грузов, увеличив показатели за 2021 год на 58%. В том числе перевалка зерна в Иран выросла на 20% и достигла более 219,1 тыс. тонн.