Готовность головного регулятора оценивается в 60%
Головной регулятор, предназначенный для поддержания оптимального расхода воды в рыбоходно–нерестовом канале Багаевского гидроузла (БГУ, Ростовская область), готов на 60%. Забетонированы первые этапы устоев головного регулятора. Об этом сообщает пресс-служба ГК «Стройтрансгаз».
Текущие работы включают бетонирование быков, на которых будет смонтировано гидромеханическое оборудование — затворы. Активно ведутся работы по разработке площадки перед гидротехническим сооружением для предохранения от размыва с последующей отсыпкой щебнем и камнем. Рисберма (плита в выходном участке, укрепляющая дно водотока от размыва) закончена в полном объеме. Идет подготовительная работа по устройству площадки козлового крана.
Головной регулятор представляет собой гидротехническое сооружение, состоящие из входного участка, самого регулятора, оснащенного гидромеханическим оборудованием, и выходного участка. Входной участок служит для соединения регулятора с рекой, а выходной — с рыбоходно-нерестовым каналом. Все сооружение необходимо для контроля расхода воды и предназначено для предохранения русла РНК от размыва речным потоком. Регулятор шириной 60 метров состоит из пяти двенадцатиметровых пролетов. Каждый из них включает в себя железобетонные плиты основания и быки (вертикальные опоры). Первый и пятый пролет имеют устои — береговые вертикальные опоры. Выходной участок включает в себя рисберменную плиту и 2 подпорных направляющих открылка длиной 21.5 м каждый, расположенных под углом 12° к регулятору.
Багаевский гидроузел призван не только решить проблему лимитирующих участков на Нижнем Дону, обеспечив необходимые габариты водного пути, но восстановить популяцию донских рыб. Работы по реализации одного из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры Ростовской области ведет ГК «Стройтрансгаз».
Строящийся Багаевский гидроузел уникален по минимальному воздействию на окружающую среду, благодаря небольшой подпорной высоте (2 метра). Сооружение будет использовано для пропуска судов, а также в целях рыбного хозяйства, коммунально-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.
В состав рыбохозяйственных сооружений Багаевского гидроузла входят рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал, которые позволят увеличить нагульные возможности для молоди и взрослых рыб, что создаст благоприятные условия для развития рыбного хозяйства региона.
Рыбоходно-нерестовый канал (РНК) располагается на правом берегу реки Дон и конструктивно состоит из следующих элементов: входной оголовок, тракт РНК, головной регулятор, управляемые искусственные нерестилища с впускными и устьевыми регуляторами и дамба обвалования.
Багаевский гидроузел призван решить проблему лимитирующих участков на Нижнем Дону, обеспечив необходимые габариты водного пути. По итогам реализации проекта планируется повысить транспортную доступность и улучшить условия работы водохозяйственного комплекса донского региона, обеспечить надежность и безопасность судоходства крупнотоннажного флота на Нижнем Дону. Пропускная способность участка увеличится с 12 до 19 млн тонн грузов.
Возведение Багаевского гидроузла в створе Дона на 3089 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) началось в 2018 году. Планируемая дата окончания строительства — четвертый квартал 2024 года. Гидроузел начнет функционировать с начала навигационного периода 2025 года.
В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально-направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно-нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения, поселок для эксплуатирующего персонала
Заказчиком работ по строительству второго (основного) этапа Багаевского гидроузла выступает ФКУ «Ространсмодернизация». Строительство ведет ГК «Стройтрансгаз».
VII Международный конгресс «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организатором которого выступает ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс», состоится в Москве в феврале 2024 года. Подробнее здесь
Фото с сайта ГК «Стройтрансгаз»