В сегменте металлургического угля в долгосрочной перспективе индийский рынок является безальтернативным
Международный транспортный коридор (МТК) «Север ‒ Юг» сможет развиваться только при его загрузке российским углем. Такое мнение в ходе проходящей в Москве с участием ИАА «ПортНьюс» II отраслевой конференции «Уголь 2023» высказал партнер консалтинговой компании «Яков и партнеры» Виктор Сурков. По мнению эксперта, Индия является безальтернативным рынком для поставок российского угля на долгосрочную перспективу.
«Индия — наше все. С точки зрения металлургического угля она останется «нашим всем» и к 2030 году, и к 2050 году. Но нюанс заключается в том, что в силу продолжающейся волатильности на логистических коридорах, в силу того, что металлургический уголь — конкурентный товар..., то главный вопрос — как мы обеспечиваем безопасность и надежность логистики. То есть, если в энергетическом угле у нас есть возможность перенаправлять потоки, то в металлургическом такой возможности нет», — сказал аналитик.
По мнению Виктора Суркова, для экспорта российского угля в Индию стоит рассматривать МТК «Север ‒ Юг». Более того, по расчетам компании, этот коридор может существовать только при большой загрузке российским углем. «Коридор «Север ‒ Юг» для угля может быть очень большим подспорьем..., чтобы мы имели прогнозируемую базу расходов по логистике и себестоимости с понятным, гарантированным коридором поставки и маленьким транспортным плечом, если мы повезем по восточному маршруту коридора «Север ‒ Юг», или даже по западному», — считает эксперт.
Напомним, ранее в ходе Петербургского международного газового форума, отвечая на вопрос «ПортНьюс», генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге Кумар Гаурав отметил, что Индия заинтересована в поставках российского угля по МТК «Север ‒ Юг» с применением мультимодальных логистических схем.
Международный транспортный коридор «Север ‒ Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Как заявлял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, грузопоток по МТК «Север ‒ Юг» к 2025 году должен возрасти в два раза — до 30 млн тонн, к 2030 году — до 35 млн тонн.