ВАРПЭ предложила отменить повышающий коэффициент для судового топлива
Введение пошлины на бункерное топливо влечет удорожание рыбного промысла
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев направил письмо министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву с просьбой инициировать изменения в постановление правительства России, утверждающее обновленную методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (№ 1637 от 5 октября 2023 год). Об этом сообщает пресс-служба ВАРПЭ.
Указанный документ изменил подход к определению ставки экспортной пошлины на отдельные виды нефтепродуктов. Теперь на вывоз судового топлива из России должен применяться повышающий коэффициент — 50 тыс. рублей за тонну.
«Это сделало экономически невыгодной бункеровку российскими танкерами судов отечественного рыбопромыслового флота, работающего в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и за пределами национальных вод. Поэтому теперь для следования из удаленных районов Охотского, Берингова и Баренцева морей в российский порт для бункеровки отечественные рыбаки вынуждены обращаться за услугами к иностранным бункеровщикам (КНР, Республики Корея, Японии, Норвегии и пр.). Это поставит российский промысел за пределами национальных вод в зависимость от решений недружественных государств», — указывает Герман Зверев в письме, направленном 20 октября.
До введения пошлины в сентябре 2023 года стоимость тонны топлива, реализуемого российскими бункеровщиками, составляла около $565–600 за тонну. Основные конкуренты российских бункеровочных компаний из Республики Корея в сентябре этого года продавали топливо за $622–685 (на 15% выше). С 5 октября российское топливо выросло в цене вдвое, из-за чего бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской.
Отечественное топливо стало дороже и по сравнению с японским и китайским. При этом объемы японского рынка ограничены, а китайский больше ориентирован на бункеровку своего рыбопромыслового флота, при этом логистическое плечо транспортировки судового топлива из портов КНР на два-три дня длиннее, чем при поставках из южнокорейских портов.
Введение пошлины влечет удорожание промысла и, как следствие, увеличение себестоимости производства практически всей российской рыбопродукции, отмечает глава ВАРПЭ. Сейчас доля расходов на топливо в общей себестоимости продукции составляет 30%, но с учетом увеличения экспортной пошлины она вырастет до 44%. Себестоимость продукции при этом вырастет в среднем на 26%, следует из расчетов ВАРПЭ. Наибольший урон удорожание топлива нанесет российскому промыслу социально значимых, но при этом наименее рентабельных видов рыбы: сельди, сардины иваси, путассу, мойвы.
Для обеспечения независимой работы флота в ИЭЗ России, открытых районах Мирового океана и ИЭЗ иностранных государств, где российские рыбаки ежегодно вылавливают не менее 4,7 млн тонн водных биоресурсов (95,6% национального вылова), ВАРПЭ предлагает исключить применение повышающего коэффициента при расчете вывозной пошлины на судовое топливо.