Изменение направлений экспорта приводит к увеличению транспортного плеча
Большинство существующих и заявленных проектов по сжижению природного газа (СПГ) в России, за исключением сахалинского завода, примерно на 80% ориентированы на экспорт в Европу. Об этом на XII Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ-2023) в ходе стратегической сессии «Развитие газовой отрасли РФ: сможем ли преодолеть потерю трубопроводного экспорта в Европу» сообщил директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, передает корреспондент «ПортНьюс».
Алексей Белогорьев считает, что переориентация поставок СПГ, например, с проекта «Ямал СПГ» в Индию, приведет к значительному росту транспортного плеча при том, что существующий флот танкеров-газовозов для этого недостаточен. Кроме того, даже если удастся переориентировать поставки СПГ, экспорт в страны Юга и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) не будет столь же маржинален, как трубопроводные поставки газа в ЕС. В то же время с 2026 года ожидается переизбыток мощностей по сжижению природного газа в мире.
В свою очередь директор центра исследований в нефтегазовой сфере Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей Вячеслав Кулагин отметил, что ставку все же стоит делать на экспорт именно СПГ, поскольку он позволяет проводить более гибкую ценовую политику на спотовом рынке.
Руководитель по аналитике Аналитического центра ТЭК Дарья Козлова представила прогноз, в соответствии с которым спрос на СПГ в АТР будет расти быстрее, чем в целом в мире. Кроме того, будет расти спрос на продукцию газохимии. Так, по данным аналитика, мировой спрос на СПГ к 2030 году увеличится на 40%, спрос в АТР — на 50%. При этом большинство аналитиков пересматривают свои прогнозы спроса на СПГ в мире: теперь ожидается его снижение к 2025 году на фоне задержки ввода ряда мощностей, затем рост до 2030 года и вновь снижение на горизонте до 2050 года. В 2025-2030 годах ожидается пик ввода мощностей по сжижению и регазификации природного газа.