Аналитики ожидают миллиардные убытки линейных перевозчиков из-за падения ставок морского фрахта
Избыток контейнерных мощностей сохраниться на рынке по крайней мере до 2028 года
Аналитики рынка контейнерных перевозок предупреждают, что линейные судоходные компании еще несколько лет будут сталкиваться с проблемой переизбытка мощности и в следующем году могут понести убытки в размере $15 млрд из-за падения фрахтовых ставок. Об этом сообщает отраслевое издание Trade Winds.
По крайней мере, до 2028 года на рынке контейнерных перевозок будет преобладать избыточное предложение, считают эксперты датского аналитического агентства Sea-Intelligence (SeaIntel), и по их мнению такая тенденция может продлиться до 2030 года, если экономические условия будут менее чем благоприятными.
Наихудший сценарий с избыточными мощностями ожидается в следующем году, и такая ситуация продлится до 2026 года, чтобы поглотить одну треть избыточных мощностей. При этом большинство экспертов считают, что избыточные мощности сохранятся до 2025 года. Но это может сказаться и раньше, поскольку линейные операторы понесут убытки во второй полугодии 2023 года и в течение всего следующего года.
По мнению Саймона Хини, старшего менеджера в компании Drewry по исследованию контейнерного рынка, следующий год обещает стать «катастрофой» для океанских перевозчиков. «Мы будем иметь 6,4-процентный рост флота, что опередит рост контейнерооборота. И это происходит уже третий год подряд, что усугубляет ситуацию с избыточными мощностями,» — считает эксперт.
В SeaIntel отмечают, что их самый позитивный прогноз основан на «довольно оптимистичном» сценарии. Это предполагает рост объемов контейнерных перевозок с 2024 года на 3,8% в годовом исчислении и рост поставок всего на 1,3% после 2026 года, что соответствует самому низкому уровню, наблюдавшемуся за последние 10 лет.
А специалист Drewry утверждает, чтобы рост тоннажа флота и спроса синхронизировались, потребуется время вплоть до 2026 года. Саймон Хини опасается, что этот рынок истощит денежные запасы контейнерных операторов. По его прогнозам, в целом по отрасли операционая прибыль контейнерных перевозчиков в этом году составит $20 млрд, однако в 2024 году они потеряют $15 млрд, поскольку фрахтовые ставки продолжают снижаться.
Еще 24 октября эксперт Drewry высказал прогноз, что баланс спроса и предложения на 2024 год окажется на худшем уровне с 2009 года. Это связано с вводом в эксплуатацию дополнительно 1,8 млн TEU флота.
По данным судового брокерского агентства Clarksons Research, первоначальные прогнозы на 2025 год предполагают еще один год давления на рынок контейнерных перевозок. На это указывает внушительный портфель судостроительных заказов с возможностью ввода в строй более 2 млн TEU третий год подряд.
Рост предложения оценивается примерно в 5%, а рынок морских контейнерных перевозок, по прогнозам, вырастет на 3%. По прогнозам брокерского агентства, вместимость флота к концу 2025 года будет более чем на 20% выше уровня на январь 2023 года.
В Clarksons Research считают, что занижение скорости хода контейнеровозами может смягчить некоторое понижательное давление, помогая рынкам потенциально достичь «дна» по мере ослабления макроэкономических сдерживающих факторов.
Прогноз еще больше улучшится, если увеличится объем утилизации (что, по мнению большинства, так и будет), хотя пока мало признаков того, что это произойдет, отмечают эксперты.
По словам Нильса Расмуссена, главного аналитика судоходства в BIMCO, за январь-сентябрь 2023 года было утилизировано 57 судов по сравнению с 81 ед. в среднем за предыдущие 10 лет. И это несмотря на то, что средний возраст контейнеровозов достиг своего максимального уровня в 14,2 года. Тем не менее, некоторые скептически относятся к тому, что утилизация будет иметь большое значение, учитывая объем портфеля заказов на новые суда.
Drewry прогнозирует в 2024 году рост объемов утилизации судов в четыре раза, до 600 тыс. TEU, но считает, что этого будет недостаточно, чтобы помочь рынку. Таким образом, ожидается, что фрахтовые ставки упадут на 60% к концу этого года и еще на 33% в 2024 году, отметил Саймон Хини.
Сами перевозчики более оптимистично смотрят на складывающуюся ситуацию. Стэнли Смолдерс, директор по маркетингу и коммерческой деятельности японского линейного оператора Ocean Network Express, выступая на организованной Xeneta конференции заявил, что «текущее состояние рынка в лучшем случае нестабильно, но вы должны смотреть глобально, и объемы международной торговли по-прежнему идут в рост, а бизнес будет продолжать расти».
Представитель ONE подчеркнул, что управление спросом и предложением является ключевым приоритетом, особенно с учетом растущего флота контейнеровозов. «Года два назад отрасль заказала много судов, и они будут пополнять сейчас флот, в следующем году и через год. Люди будут говорить, что мы перестарались, и, возможно, это правда. Но есть разные способы справиться с этим. Например, некоторые из действующих сегодня судов будут утилизированы, некоторые размещены в других местах, и мы, чтобы контролировать избыточные мощности будем прибегать к движению на «малых парах», — считает Стэнли Смолдерс.