Текущий грузопоток можно увеличить до 1-2 млн тонн и более
Потенциал грузоперевозок по восточной ветке международного транспортного коридора (МТК) «Север ‒ Юг» составляет 15 млн тонн. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», такое мнение высказал чрезвычайный и полномочный посол Ирана в РФ Казем Джалали на Астраханском международном форуме «МТК Север ‒ Юг: новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии».
По его словам, коридор «Север ‒ Юг» обладает многими преимуществами, сближает товарные рынки, сокращает сроки транспортировки. При этом одна из веток МТК остается незавершенной, и необходимо наращивать эффективность использования маршрута от Персидского залива со стороны Ирана в Туркмению, затем в Казахстан и в конечном счете в РФ. «Потенциал маршрута — 15 млн тонн грузов», — сказал посол, добавив, что текущий грузопоток можно увеличить до 1-2 млн тонн и более.
Он также призвал использовать для грузоперевозок Каспийское море. «Порт Махачкала очень важен, надо его развивать, заниматься дноуглубительными работами», — подчеркнул Казем Джалали.
Международный транспортный коридор «Север ‒ Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Как заявлял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, грузопоток по МТК «Север ‒ Юг» к 2025 году должен возрасти в два раза — до 30 млн тонн, к 2030 году — до 35 млн тонн.
По данным статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, морские грузоперевозки по МТК «Север ‒ Юг» к 2030 году планируется увеличить до 8 млн тонн, к 2050 году — до 20 млн тонн. При этом для перевозок по Каспию 8 млн тонн нужно построить около 20 судов, включая 10 контейнеровозов, а всего в перспективе — не менее 50 судов.