Первые четыре судна планируется заложить в первом квартале 2024 года
Рассматривается возможность строительства судов для российских заказчиков в Индии, на верфи в Гоа. Эти суда планируется строить для эксплуатации в Каспийском регионе. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом рассказал генеральный директор Каспийского международного интеграционного клуба «Север ‒ Юг» Дмитрий Дубовик. По его словам, соответствующее соглашение будет подписано с государственной компанией Индии Goa Shipyard Ltd. 26 октября 2023 года в ходе Астраханского международного форума «МТК Север ‒ Юг: новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии».
Финансирование проекта планируется осуществлять через Российский экспортный центр (РЭЦ) с участием Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
По словам Дмитрия Дубовика, в постройке судов на индийской верфи есть два преимущества: цена и лизинговая ставка. «Цена — в два раза дешевле, чем сегодня в России. А второе — это ставка… Ставка 2-3% от РЭЦ в валюте — это сегодня сказка», — пояснил эксперт. Он отметил, что «принято решение, которое давно обсуждалось». В частности, рассматривалась возможность открыть производство в Иране или в Индии. «И вот мы в Индии добились решения, на верфях Гоа, они подтвердили готовность», — сказал Дмитрий Дубовик.
Спикер добавил, что предполагается строительство трех видов судов: химовозов, балкеров и контейнеровозов. «За три года верфь в Индии готова выдать 24 судна. До нового года все документы надеемся оформить, и в первом квартале 2024 года будут заложены первые четыре судна», — рассказал генеральный директор клуба «Север ‒ Юг».
В беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс» Дмитрий Дубовик пояснил, что заказчиком судов на первом этапе выступит дочерняя структура IRISL (Islamic Republic of Iran Shipping Lines, государственная иранская судоходная компания), зарегистрированная в России. Кроме того, по его словам, заказ судов в Индии рассматривает ООО «Производственно-коммерческая фирма «Волга-Порт» (г. Астрахань).
Добавим, при этом спрос на флот для Каспия уже начали удовлетворять и в России. Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, в конце декабря 2022 года Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) заключил с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) контракт на строительство и поставку четырех универсальных сухогрузов-контейнеровозов смешанного плавания повышенной контейнеровместимости проекта 00108, которые будут задействованы в грузоперевозках по международному транспортному коридору (МТК) «Север ‒ Юг». Два из них планируется сдать в 2024 году, остальные — в 2025 году. Стоимость каждого судна составляет 1 млрд 741 млн рублей.
Универсальные сухогрузы-контейнеровозы могут стать серией из 21 судна. В апреле заместитель генерального директора по развитию рынков гражданского судостроения ОСК Давид Адамия заявлял, что для работы проходящего через Каспий МТК «Север ‒ Юг» нужно не менее 45 новых контейнеровозов размерности «Волго-Дон макс». Их общая стоимость превышает 78 млрд рублей. При этом в настоящее время планируется построить только 25 судов. Всего предварительный портфель заказов ОСК для маршрута «Север ‒ Юг» составляет 130 судов.
Goa Shipyard Limited (GSL) — принадлежащая индийскому правительству судостроительная компания, расположенная на Западном побережье Индии в Васко да Гама, Гоа.
Каспийский международный интеграционный клуб «Север – Юг» под председательством экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова создан как экспертная и координационная площадка для встреч представителей государств, бизнеса, лидеров общественного мнения и ученых прикаспийских и других стран Евразийского континента, заинтересованных в интеграции, развитии через совершенствование логистики и взаимодействия по всему маршруту международного транспортного коридора «Север – Юг». Участники клуба: Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан.