Пока поставки нефти по Севморпути составляют 0,3% от добычи
Российские нефтекомпании отправили по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году около 1,5 млн тонн нефти в Китай. Такую оценку дает газета «Коммерсантъ», ссылаясь на данные Kpler и консультационного центра «Гекон». Объем перевозок подтвердили и в госкорпорации «Росатом». При этом ожидалось, что при благоприятной ледовой обстановке в этом году по трассе Севморпути может быть перевезено около 2,5 млн тонн российской нефти.
В указанные 1,5 млн тонн вошли перевозки нефти из портов Приморск, Усть-Луга, Мурманск, партия с Новопортовского кластера, отгруженная через терминал «Ворота Арктики». Всего выполнено 14 рейсов, большинство из которых пришлось на «Газпром нефть».
В издании отмечают, что пока поставки по Севморпути составляют лишь 0,3% от российской нефтедобычи.
Как ранее сообщало ИАА «ПортНьюс», Росатом на летне-осеннюю навигацию 2023 года прорабатывал с компаниями «Лукойл» и «Газпром нефть» возможности перевозок нефти по Северному морскому пути (СМП). Речь шла о поставках с месторождений Варандей («Лукойл») и Приразломное («Газпром нефть»). В первом случае грузовая база оценивается в 5,9 млн тонн, а во втором — в 3,6 млн тонн.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей.
Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.