1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Экспортный поток лесопромышленной продукции из Поморья в страны Азии через СМП может превысить 1,5 млн тонн в...

20 октября 2023   09:07

Экспортный поток лесопромышленной продукции из Поморья в страны Азии через СМП может превысить 1,5 млн тонн в год

За два года доля экспорта продукции ЛПК в Китай из Архангельской области увеличилась в четыре раза

Фото пресс-службы правительства Архангельской области

Расширение логистических возможностей и сокращение сроков доставки грузов в восточном направлении стало ключевой темой выступления губернатора Архангельской области Александра Цыбульского на сессии «Новая сила регионов», которая состоялась в рамках международного экспортного форума «Сделано в России». Об этом сообщает пресс-служба правительства Архангельской области.

Доля экспорта продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) в Китай из Архангельской области в 2023 году уже увеличилась в четыре раза по сравнению с показателями двухлетней давности.  Деревообрабатывающие компании переориентировали направления поставок с западных морских портов на железнодорожные сухопутные пограничные переходы, а также морские порты восточного и южного направлений для экспорта своей продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Тем не менее, Александр Цыбульский отметил, что ситуация с вывозом экспортной лесопромышленной продукции по железной дороге достаточно непростая. «Чтобы осуществить годовой объем перевозок, который составляет более 1,5 миллиона тонн, необходимо порядка 800 контейнерных поездов», — сказал он.

Наладить бесперебойные поставки лесопромышленной продукции в этом году помогли меры государственной поддержки, принятые по поручению Президента РФ Владимира Путина, которое он дал в ходе рабочего визита в Архангельскую область в феврале этого года: экспортеры ЛПК в 2023–2024 годах смогут компенсировать до 80 процентов затрат на транспортировку своей продукции, если она вывозится через морские порты Северо-Западного федерального округа.

Глава региона отметил необходимость пролонгации действия субсидии, так как она позволяет увеличить объемы отгрузки продукции и распределять отправки между двумя видами транспорта: железнодорожным и морским, тем самым нивелируя загруженность Восточного полигона железных дорог.

Новые правила субсидирования транспортировки продукции ЛПК позволили частично перенаправить грузовые потоки с железнодорожных на морские транспортные коридоры. Кроме традиционных маршрутов через Суэцкий канал, экспортерам предоставлена альтернативная возможность транспортировки грузов через Северный морской путь. Это главная судоходная магистраль Российской Арктики, а также самый короткий морской путь в страны Азии: в сравнении с проходом по Южному морскому пути через Суэцкий канал он на 30 процентов короче, а время доставки грузов составляет всего 22 дня.

«Морской порт Архангельск также подходит под критерии новых правил как пункт отправления продукции и однозначно может претендовать на роль логистического центра по отправке продукции ЛПК: мощностей и имеющихся компетенций по перевалке такой продукции у стивидорных компаний порта вполне достаточно. Особое значение в этой связи приобретает возможность использования транспортного коридора Северного морского пути для отправки экспортной продукции предприятий», — подчеркнул Александр Цыбульский.

Одним из наиболее перспективных направлений является отправка грузов через морской порт Архангельск в морские порты Китая, которая уже стартовала. Первое судно контейнерной линии китайской судоходной компании отправилось из Архангельского морского торгового порта в порт Шанхай в октябре.

«Это судно пришло в наш порт на дозагрузку из морского порта Санкт-Петербург, мы погрузили на борт порядка 300 контейнеров с пиломатериалами производства 25-го лесозавода. Отмечу, что это первая экспортная отправка пиломатериалов наших производителей в порты Китая по Севморпути за последние 10 лет в истории морского порта Архангельск. В планах китайского перевозчика на летне-осеннюю навигацию 2024 года — 6-8 судозаходов в месяц начиная с июня. А это порядка одного миллиона кубометров пиломатериалов в год», – отметил Александр Цыбульский.

Глава региона также подчеркнул, что такие рейсы особенно актуальны для предприятий лесопромышленного комплекса как Архангельской области, так и других регионов СЗФО, чья потенциальная грузовая база составляет 4,5 млн тонн в год. Именно при организации таких отправок предприятия могут воспользоваться транспортной субсидией, введенной Правительством РФ.

Дополнительным подтверждением ключевой роли Архангельска в развитии Севморпути стало утверждение Правительством РФ в сентябре текущего года комплексного плана развития Архангельского транспортного узла.

«Воплощение намеченных планов в жизнь позволит не только развить и модернизировать действующую инфраструктуру основных терминальных комплексов, стивидорных компаний и в целом увеличить грузооборот по морскому порту, но и реализовать ключевой для региона инфраструктурный проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря с максимально допустимой осадкой 14,5 метра и круглогодичной навигацией», — заявил Александр Цыбульский.

Реализация этого амбициозного проекта позволит обрабатывать ежегодно более 19 млн тонн грузов, в том числе направляемых на экспорт.