Бизнес-план проекта, включая создание инфраструктуры и причалов, находится в разработке
В рамках запуска первого этапа проекта «Речные магистрали» в Приволжском федеральном округе (ПФО) планируется субсидирование пассажирских перевозок на скоростных судах от Городца (Нижегородская область) до Ульяновска. Протяженность маршрута, включая участок Нижний Новгород — Казань, составит 675 км. Предполагается, что рейсы будут выполнять суда типа «Метеор» и «Валдай», сообщает пресс-служба министерства транспорта РФ.
Совещание, посвященное развитию скоростных пассажирских перевозок по речным магистралям, провел министр транспорта Виталий Савельев 11 октября 2023 года. Для выработки единой политики управления проектом создана комиссия при Минтрансе, которую возглавит глава ведомства. В ее состав также вошли представители Росморречфлота, Нижегородской области, Татарстана и Чувашии, операторов и верфей.
«Мы решили попробовать организовать на Волге движение, которое способствовало бы развитию пассажирских перевозок, развитию туризма и производству скоростных судов типа «Метеор» и «Валдай», — заявил Виталий Савельев. Бизнес-план проекта, включая создание необходимой инфраструктуры, причалов, системы продажи электронных билетов, находится в разработке. Для его реализации предполагается использовать меры государственной поддержки: налоговые льготы для бизнеса, субсидии на операционные и капитальные расходы, в том числе лизинг.
Как отметил на совещании глава Татарстана Рустам Минниханов, протяженность внутренних водных путей (ВВП) в регионе превышает 1 тыс. км. Пассажиропоток на речных магистралях республики к 2025 году планируется увеличить до 500 тыс. человек. «Сейчас мы развиваем это направление. Строятся новые причалы и реконструируется существующая причальная инфраструктура, ведется ремонт действующего флота, в этом году мы приобрели 3 новых судна, которые построены на Зеленодольском заводе имени Горького», — рассказал Рустам Минниханов.
Заместитель министра транспорта Александр Пошивай подчеркнул, что развитие скоростной маршрутной сети в трех регионах уже в 2024 году позволит достичь следующих показателей пассажиропотока: Нижегородская область — 150 тыс., Татарстан — 180 тыс., Чувашия — 24 тыс. человек. Он также сообщил, что строительство флота планируется на двух верфях — в Нижнем Новгороде и Татарстане.
На первом этапе проекта решаются задачи повышения транспортной доступности для населения, развития мультимодальных пассажирских перевозок, разгрузки автомобильных и железных дорог в часы пик, выходные и праздничные дни, создания новых туристических направлений, создания новых рабочих мест, загрузки верфей и промышленности. Для продолжения развития скоростных пассажирских перевозок проект «Речные магистрали» предлагается реализовывать поэтапно с включением в него новых регионов и хозяйствующих субъектов.
На сегодняшний день общая протяженность внутренних водных путей России составляет 102 тыс. км. Развитие речных магистралей является частью транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В настоящее время ведется работа над устранением лимитирующих участков на главных реках европейской части страны — Волге и Дону. В 2024 году планируется поэтапное завершение строительства Городецкого гидроузла на Волге и Багаевского гидроузла на Дону.
Добавим, что в конце августа 2023 года судно на подводных крыльях (СПК) «Эльдар Рязанов» («Валдай 45Р»), построенное в 2022 году в Нижегородской области на «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», было признано Российским классификационным обществом (РКО) негодным к плаванию. Об этом свидетельствовал акт внеочередного освидетельствования. После ремонта свидетельство РКО было возвращено, однако с похожими проблемами и отзывом документов столкнулось второе судно типа «Валдай», работающее в Самарской области. Сейчас оно не перевозит пассажиров и ожидает ремонта.