Система обеспечивает автоматизированный обмен информацией между диспетчерскими пунктами и судами на ВВП
Сотрудники Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) провели испытания элементов системы автоматизированного обмена информацией между диспетчерскими пунктами и судами на внутренних водных путях (ВВП), сообщает пресс-служба вуза.
В настоящее время отраслевое сообщество ведет работы по созданию речных информационных систем (РИС), позволяющих обеспечить планирование и управление движением судов и перевозками на внутренних водных путях, включая взаимодействие с другими видами транспорта, а также безопасность, эффективность и экологичность перевозок. Ключевым моментом является разработка компонентов РИС, имеющих возможность автоматизированного ввода/вывода, обработки, архивирования, анализа, распространения, передачи информации, автоматического обмена информацией между пользователями системы (диспетчерские пункты управления, суда, судовладельцы, службы портов и гидросооружений, государственные органы, бассейновые центры РИС, коммерческие партнеры).
Автоматический обмен информацией позволит в реальном времени формировать базы навигационной обстановки, управленческих решений, грузопотоков и пр., необходимых для анализа и планирования перевозок на ВВП. Разработка инженеров кафедры радиоэлектроники ВГУВТ Александра Базылева, Михаила Мельникова и заведующего кафедрой радиоэлектроники профессора Валерия Плющаева успешно прошла первые испытания.
В рамках испытаний был развернуто автоматизированное рабочее место диспетчера и макет судового терминала связи. На теплоходе «Петр Андрианов» смонтирован второй судовой терминал связи. В процессе испытаний продемонстрирована возможность автоматического обмена информацией в направлениях судно — берег, берег — судно и судно — судно по расписанию и в реальном времени, в широковещательном и адресном форматах, подготовки сообщений и бюллетеней диспетчером и вахтенным начальником на судне, приема, архивации и печати принятых сообщений. Для передачи и приема информации использовались штатные автоматические идентификационные системы (АИС) судов и АИС диспетчерского пункта (обмен возможен и по сотовым сетям). Ресурсы АИС позволяют передавать дополнительную информацию, не регламентированную стандартами АИС, без затрат на поддержание дополнительных каналов связи, а также диспетчеру получать динамические, статические и рейсовые данные о всех судах в зоне действия АИС диспетчера.
В составе комиссии присутствовали представители университета и отраслевых организаций-партнеров: начальник информтехцентра ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Александр Туркин, заместитель директора Алексей Соловьев и главный эксперт Николай Кшталтный Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российское классификационное общество», руководитель группы главного штурмана АО СК «Волжское пароходство» Владимир Шабров
В процессе испытаний подтверждено, что система автоматизированного обмена диспетчерской информацией на внутренних водных путях обеспечивает обмен информацией в направлениях судно — берег, берег — судно и судно — судно в полном объеме, регламентируемом «Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренний водных путях Российской Федерации» (приказ министерства транспорта РФ №47 от 1 марта 2010 года).
В настоящее время на судах российского флота отсутствует полная автоматизация процессов передачи, обмена, обработки и хранения управленческой и технологической информации. Цифровизация пока не еще охватывает обмен информацией судна с диспетчерскими пунктами администраций бассейнов, портов, шлюзов, ведения бортовой документации (судовой, машинный журналы); формирования и передачи отчетов, заявок, технической информации судовладельцам и другим службам; распространения дифференциальных поправок для спутниковых систем навигации и корректуры электронных карт.
«Для двухсторонней передачи данных на ВВП используются два канала связи — радиотелефонная связь в ОВЧ диапазоне и сотовая связь. Эти способы обмена имеют существенные недостатки: работа в режиме радиотелефонии отвлекает судоводителя от управления судном, требуется ручная фиксация принятой информации и перенос ее в судовые документы, затруднена достоверная передача в направлении судно-берег больших объемов данных», — рассказал заведующий кафедрой радиоэлектроники ВГУВТ Валерий Плющаев, выразив также уверенность в том, что уникальная разработка ВГУВТ будет очень полезной для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях.