ОСК просит дополнительно поддержать дальневосточные верфи из федерального бюджета
Из-за логистических проблем продукция, выпускаемая на Дальнем Востоке, имеет повышенную себестоимость
Дополнительные меры поддержки судостроительных предприятий Дальнего Востока необходимо закладывать в федеральный бюджет. Такое мнение высказал первый заместитель генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), заместитель председателя экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники при комитете Госдумы по промышленности и торговле Андрей Бузинов в ходе рассмотрения госпрограммы по судостроению на 2024 год. По его мнению, дополнительная поддержка дальневосточным верфям необходима, так как они имеют более низкую конкурентоспособность по сравнению предприятиями в центральной части России, сообщает пресс-служба ОСК.
«У меня буквально две инициативы, которые можно было бы рассмотреть в рамках второго чтения. Прежде всего, это работа по поддержке предприятий Дальнего Востока, потому что Дальний Восток имеет объективно более низкую конкурентоспособность относительно верфей, которые расположены в центральной части страны», — сказал Андрей Бузинов, добавив, что из-за логистических проблем, удаленности региона от металлургических центров и поставщиков оборудования продукция, выпускаемая на Дальнем Востоке, имеет повышенную себестоимость.
Другим отягчающим фактором являются климатические условия. «Амурский завод в среднем тратит на четверть больше на поддержание тепла. Все это объективно приводит к тому, что дальневосточники проигрывают в конкурентной борьбе предприятиям средней России», — считает заглавы ОСК.
В целях укрепления технологического суверенитета страны Андрей Бузинов предложил стимулировать заказчиков, использующих программы льготного лизинга, устанавливать на суда отечественное комплектующее оборудование (СКО). «Считаем необходимым, чтобы компании, которые будут работать с этими судами, в обязательном порядке использовали судовое комплектующее оборудование, спроектированное и изготовленное в России. Такой немонетарный шаг, но он создаст спрос, и, собственно говоря, сделает нас более технологически независимыми», — отметил он.
В обсуждении госпрограммы по судостроению также приняли участие статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, заместитель министра финансов Ирина Окладникова, заместитель председателя комитета по промышленности и торговле Александр Спиридонов, парламентарии и представители Счетной палаты.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», Минпромторг уже разработал и направил в Минфин предложение о введении новой меры господдержки, которая предполагает субсидирование 20% стоимости строительства гражданских судов на Дальнем Востоке. В министерстве рассчитывают, что эти планы удастся реализовать в 2024 году.
В рамках этой меры господдержки дальневосточные верфи смогут возмещать часть потерь при строительстве гражданских судов валовой вместимостью до 8000 р.т. Размер субсидии на одно судно составит 20% от контрактной цены без НДС, но не более предельного размера. Так, для судостроительных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям ДФО, предельный размер составляет 2 млрд рублей, в других районах Дальнего Востока — не более 1 млрд рублей.
АО «Объединенная судостроительная корпорация» — крупнейшая судостроительная компания России, создана в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок — основной для корпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
С момента создания ОСК предприятиями корпорации было построено и отремонтировано суммарно более 320 единиц кораблей и судов, из них гражданских — более 205 судов. По итогам 2022 года выручка Группы ОСК составила 384 млрд рублей.