Ожидается, что сервис позволит осуществлять грузоперевозки с конкурентным тарифом быстрее, чем через Суэцкий канал
Разработка единого логистического сервиса для Транскаспийского маршрута международного транспортного коридора (МТК) «Север ‒ Юг» завершится до конца 2023 года. Он будет включать создание судоходной компании с запуском регулярных линий, автомобильные грузоперевозки по Ирану, транспортно-логистические центры в ключевых портах маршрута, формирование грузовой базы, единый перевозочный документ. Об этом заявил генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин на I Международном форуме особых экономических зон в Липецке, сообщает пресс-служба компании.
По его словам, сервис будет работать на всю Россию и страны МТК «Север ‒ Юг». «Он позволит перемещать грузы четко по времени с конкурентным тарифом быстрее, чем по маршруту через Суэцкий канал. Мы надеемся, что эту работу удастся завершить до конца года и запустить грузоперевозки в тестовом режиме», — сообщил Сергей Милушкин. Он добавил, что сервисом смогут пользоваться российские производители, в том числе резиденты особых экономических зон (ОЭЗ), которые смогут расширить свои рынки сбыта и наладить сотрудничество с зарубежными партнерами. Эту работу будет координировать союз «Технологии и логистика», который призван наладить взаимодействие с Ираном, Индией, Туркменистаном и другими странами.
Сергей Милушкин также рассказал о строительстве первых объектов в портовой ОЭЗ Астраханской области и реализации других проектов, направленных на развитие МТК «Север ‒ Юг». «В настоящее время вместе с резидентами обустраиваем первую очередь портовой ОЭЗ: строим контейнерный, зерновой и масляный терминалы и необходимую инфраструктуру на площади порядка 40 га за 8 и 9 причалами порта Оля. Здесь можно будет переваливать более 2 млн тонн грузов. Здесь также планируется создание современных холодильников для хранения и дальнейшей перевалки плодовоовощной продукции из Ирана. Основные мощности будут расположены чуть дальше — в районе ильменя Забурунный, где инвесторы построят современный порт мощностью около 20 млн тонн грузов. Этим портовым хабом смогут пользоваться все производители и грузоотправители, которым интересен рынок прикаспийских государств, стран Средней Азии, Индии, Арабского мира и других государств, куда можно будет доставить грузы по МТК «Север ‒ Юг», — сообщил он.
На полях форума руководитель управляющей компании Каспийского кластера также провел переговоры с советником президента Ирана и секретарем высшего совета свободных и особых экономических зон страны Ходжатоллой Абдолмалеки. Речь шла о продолжении взаимодействия с иранскими специальными экономическими зонами Энзели и Чабахар, с которыми у АО «ОЭЗ «Лотос» заключено соглашение о сотрудничестве, и работе с союзом «Технологии и логистика» по развитию международного взаимодействия.
Международный транспортный коридор «Север ‒ Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Как заявлял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, грузопоток по МТК «Север ‒ Юг» к 2025 году должен возрасти в два раза — до 30 млн тонн, к 2030 году — до 35 млн тонн.