Применение электронного коносамента сокращает время оборота грузовых документов в среднем с 4-5 суток до 1-3 часов
В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) разработали платформу электронного документооборота для морского экспорта. «Е-внештранс» является цифровой блокчейн-платформой, которая позволяет ускорить обмен информацией о грузе и уменьшить задержки и перебои в его транспортировке, сообщает пресс-служба вуза.
Разработкой платформы электронного коносамента занимались центр компетенций НТИ «Центр технологий распределенных реестров СПбГУ» совместно со специалистами компании «МАС-Внештранс» (входит в состав консорциума Центра технологий распределенных реестров СПбГУ). Коносамент — это транспортно-коммерческий документ, который содержит описание груза и подтверждает право собственности на него.
Директор Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Дмитрий Шишмаков рассказал, что в большинстве морских портов коносаменты до сих пор выпускаются только в бумажном виде. Доставка такого коносамента от одного участника экспорта к другому может занимать до 5 суток, в связи с этим суда простаивают и снижается эффективность торговли. Для крупных экспортеров и портов такой простой обходится в десятки миллионов долларов в год.
«При создании платформы нашей задачей было автоматизировать очень сложный процесс, который включает сверку информации, выпуск электронной версии документов, электронную подпись, направление данных нужным адресатам и многое другое. Новая разработка позволит участникам экспорта отслеживать процесс передачи грузов. При этом информация о возможных утерях или подделке информации будет видна всем сторонам, так как данные о грузе фиксируются и вносятся в систему на каждом этапе его передачи. Таким образом, риски физического уничтожения груза, хакерских атак и подмены значительно сокращаются», — пояснил Дмитрий Шишмаков.
Планируется, что применение электронного коносамента позволит сократить время оборота грузовых документов в среднем с 4-5 суток до 1-3 часов.
Уточняется, что все существующие сегодня иностранные системы электронного коносамента неприменимы в российском правовом поле, и «Е-внештранс» является единственной платформой документооборота для морских перевозок на рынке России.
Разработка отвечает положениям Гражданского кодекса РФ, Кодекса торгового мореплавания РФ, федерального закона «Об электронной подписи», предусматривающего применение в частноправовых отношениях электронных документов, иных данных, подписанных электронной подписью. Использование платформы «Е-внештранс» возможно уже в ближайшие месяцы. Система готова к полноценному тестированию и будет распространяться в виде годовой лицензии.