В большинстве случаев виновники установлены не были
В заливе Петра Великого в 2023 году было выявлено 43 факта загрязнения акватории нефтепродуктами. Об этом сообщает пресс-служба законодательного собрания Приморского края со ссылкой на данные Морского координационно-спасательного центра Владивосток ФГУП «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики». При этом в большинстве случаев виновники загрязнения установлены не были.
Данной проблеме было посвящено рабочее совещание комитета по продовольственной политике и природопользованию. Как отметили участники встречи, ситуация с загрязнением морской акватории нефтепродуктами за последние два года в Приморье значительно ухудшилась. Увеличение числа судов на рейдах приморских портов привело к росту количества инцидентов, связанных с разливом нефтепродуктов.
В ходе обсуждения участники разговора пришли к выводу, что оперативно отслеживать загрязнение морских вод и эффективно бороться с разливами сегодня не позволяет отсутствие системы мониторинга за состоянием акватории. Нет и четкого алгоритма действий, направленного на поиск виновных в сбросах и их наказание. Еще одна причина того, что источник загрязнения зачастую не удается найти, а нефтяное пятно — вовремя локализовать и ликвидировать, — отсутствие межведомственного взаимодействия и разобщенность структур, ответственных за организацию мероприятий, связанных с предотвращением загрязнения и очисткой акватории залива Петра Великого.
Также на совещании были озвучены меры, которые должны помочь предотвратить сброс нефтепродуктов с судов и защитить морские воды от загрязнений. Речь шла об усилении профилактической работы в портах, использовании возможностей беспилотных летательных аппаратов и спутникового слежения для наблюдения за нефтеразливами. Большой интерес вызвала практика отбора проб топлива, которая применяется в различных портах мира при заходе в них судов. Именно наличие таких образцов позволяет в случае загрязнения акватории определить его источник.
По мнению председателя комитета по продовольственной политике и природным ресурсам Андрей Андрейченко, проблема загрязнения морских вод будет только усугубляться.
«Мы понимаем, что вследствие изменения логистических цепочек количество судов в нашей акватории будет только нарастать, поэтому должны предпринять шаги, которые позволят минимизировать вред заливу Петра Великого. К сожалению, в настоящее время на запросы об обнаружении нефтяных пятен крайне сложно добиться ответа от инстанций, ответственных за экологическую безопасность. Поэтому в ходе состоявшегося разговора постарались выработать «дорожную карту» по решению проблемы. В частности, было предложено подготовить законодательные инициативы на федеральный уровень по увеличению штрафных санкций за сброс нефтепродуктов. Будем поднимать вопрос о создании системы контроля, предполагающей отбор образцов топлива на каждом судне, заходящем в нашу акваторию, с тем, чтобы у нас был маркер», — сказал он.