В Балтийском металлообрабатывающем кластере заявили о трудностях с морской доставкой грузов в Калининград
Ожидание очереди на отгрузку составляет 3-4 недели
Морская перевозка сухогрузами — единственная функционирующая логистическая цепочка для калининградских металлообработчиков. При этом ожидание очереди на отгрузку составляет 3-4 недели. Экспедиторы сами определяют, что будет загружено на сухогруз, и часто отдают приоритет контейнерным грузам. Сегодня при составлении договоров резиденты Балтийского металлообрабатывающего кластера (БМК) указывают сроки доставки не меньше 25-30 дней. Об этом в социальной сети «ВКонтакте» написал генеральный директор ОАО «Инвестиционный металлургический союз», основатель БМК Олег Чернов.
«Уже второй строительный сезон мы действительно пытаемся приспосабливаться к режиму островной экономики... К сожалению, пока мы получили не действующий логистический механизм, а новых монополистов в лице наших морских экспедиторов», — написал он.
В качестве примера он привел производителя металлоконструкций, компанию «Стрим Проект», которая доставляет до порта 400-800 тонн металла и металлоконструкций в месяц, из которых судами вывозится 200-400 тонн. «При этом коллеги периодически не знают, что именно дойдет до Калининграда. Коносамент меняется прямо в море: из Питера по документам ушел один груз, а в Калининград по факту пришел другой», — добавил Олег Чернов. Эта же компания столкнулась с ростом стоимости доставки одной партии груза в 4 раза с первоначально озвученной цены. Кроме того, по его словам, к некоторым перевозчикам имеется масса вопросов, касающихся сохранности груза.
«При этом не будем забывать, что до сухогруза и парома часть металла и металлоконструкций добирается с российских заводов по железной дороге. Сложности возникают и на этом участке пути. Так, вагон для Калининграда регулярно попадает в непредсказуемые по своей продолжительности простои на российских станциях и зависает там на срок от недели до 1-1,5 месяца… А потом этот вагон еще «отдыхает» в порту, дожидаясь своей очереди на судно до Калининграда. Как вы понимаете, из-за таких простоев экспедиторы и контрагенты не горят желанием работать с нашим направлением, так как теряют вагон из оборота в лучшем случае на 1,5-2 месяца. Или же просто подымают ставку на вагон и включают ее в стоимость металла и металлоконструкций», — написал Олег Чернов.
В завершении он отметил, что для стабилизации ситуации с логистикой правительство Калининградской области должно продолжать системную работу по координацию всех транспортных маршрутов региона. Он выразил надежду, что в таком режиме наконец будут выработаны понятные правила, которые позволят резидентам БМК выполнять взятые на себя обязательства по бесперебойной поставке металлопродукции и изделий из металла в область.
«ПортНьюс» сообщал, что сейчас каботажные перевозки между Калининградом и портами Ленинградской области и Санкт-Петербурга осуществляют 12 операторов, четыре из них предоставляют льготные ставки для грузоотправителей. Для перевозок задействованы 24 единицы флота. При этом в ближайшие два месяца на линию могут встать еще два судна. Сейчас также прорабатывается вопрос о постановке на морскую линию дополнительных грузопассажирских судов. Кроме того, существует инициатива включения в государственную программу развития Калининградской области строительства от двух до трех единиц нового флота в виде железнодорожных паромов.
Доставка грузов морскими линиями в Калининградскую область была усилена летом 2022 года, когда Литва уведомила, что прекращает пропускать подсанкционные товары, которые везут транзитом из регионов России в эксклав. Позже часть ограничений на грузоперевозки была снята решением Еврокомиссии. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщал, что морским путем в настоящее время перевозится 40% всего грузооборота региона.