Со временем это позволит выявлять нарушителей и привлекать их к ответственности
В России с 2024 года планируется ввести подсистему государственного экологического мониторинга Северного морского пути (СМП). Как предал корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом на конференции «Северный морской путь как основа экономического суверенитета и фактор новой мировой логистики: реализация потенциала магистрали» на выставке «Нева 2023» в Санкт-Петербурге рассказал исполнительный директор ООО «Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова» Николай Шабалин.
«Подсистема государственного мониторинга СМП позволит ответить на вопросы, что происходит в акватории Севморпути с точки зрения экологии, какие там есть проблемы, что нужно сделать, чтобы их решить, определить источники воздействия», — пояснил Николай Шабалин.
По его словам, государственный экологический мониторинг СМП должен быть введен с 2024 года после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Предполагается, что документ будет внесен на рассмотрение в Госдумы в ходе осенней сессии. «Все профильные учреждения подержали эту инициативу, поэтому надеемся, она будет принята», — сказал он.
После утверждения инициативы будет налажен обмен информацией между грузоотправителем и государством, определены участники структуры для выполнения работ по экологическому мониторингу на постоянной основе и начнется процесс синхронизации программы с остальными подсистемами — как с системой государственного экологического мониторинга так и существующими цифровыми сервисами.
Данная подсистема формировалась на основе экологического мониторинга акватории СМП, проводимого российскими учеными на протяжении последних трех лет. Исследовались экологические условия вдоль Северного морского пути, атмосферный воздух, качество морских вод, донных отложений, биоразнообразие. В результате ученые пришли к выводу, что на текущий момент судоходство не оказывает негативное воздействие на экосистему четырех морей акватории Севморпути.
Николай Шабалин пояснил, что это не значит, что все хорошо: «Проблемы есть и с материковым стоком великих сибирских рек, и с трансграничными переносами. То есть проблемы есть, но они локализованы, понятны, источники их возникновения оценены. Сейчас стоит задача не допускать ухудшения ситуации в виду интенсификации строительства и активизации судоходства по СМП».
Ожидается, что со временем подсистема государственного экологического мониторинга СМП позволит выявлять нарушителей действующих экологических требований и привлекать их к ответственности. Поэтому будет проводиться работа по гармонизации нормативно-правовой базы, что позволит выявлять и наказывать нарушителей не только в территориальных водах, но и их за пределами.