Рыбопромысловая отрасль чрезмерно закредитована
Российское судостроение не готово к реализации второго этапа программы инвестквот. Такое мнение журналистам на выставке «Нева 2023» в Санкт-Петербурге высказал исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК) Сергей Несветов, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
«Нам бы справиться с первым этапом. Финиш еще далеко, — сказал Сергей Несветов. — Если новую пятилетку начинать в 2024 году, а именно такие условия содержаться в новых инвестквотах, то, мне кажется, очень многие заводы не справятся».
По его словам, судостроение не готово по техническим причинам. При этом заказчики готовы принимать участие в этой программы пока банки выделяют средства. «Но это снежный ком, который накапливается. Отрасль становиться все более закредитованной и из хорошо отлаженного рентабельного механизма начинает принимать черты дотационной отрасли», — сказал Сергей Несветов.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев согласился с этим заявлением: «С 2017 года объем долгов в отрасли вырос с 118-120 млрд рублей до 530 млрд рублей. Поэтому работаем, но со скрипом».
По словам Германа Зверева, при этом в России могут появиться меры по материальной поддержке инвесторов, которые вкладываются в судостроение. «В настоящее время внутри высшего органа управления ВАРПЭ проходит обсуждение. Есть предложение, которое высказано одним из крупнейших финансовых институтов, кредитующих судостроение, — Сбербанком. Это пакет мер, направленных на материальную поддержку инвесторов, которые вкладываются в строительство судов. К сожалению, в данный момент я не имею права высказать наше мнение, потому что голосование совета закончится послезавтра. В четверг мы сделаем заявление о том, какие меры поддержки и поправки в закон о рыболовстве мы будем предлагать», — объяснил президент ВАРПЭ.
Напомним, с 2016 года в рыбопромышленной отрасли стартовал переход с исторического на аукционный принцип распределения квот. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. По первому этапу инвестквот строится 105 судов.
В конце декабря 2022 года президент РФ подписал закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. Как ранее заявлял глава Росрыболовства Илья Шестаков, в рамках второго этапа инвестквот планируется построить 30 судов, в том числе рефрижераторных, а также увеличить холодильные мощности в пяти портах на Дальнем Востоке и в Арктике.