Вывоз импорта из портов Дальнего Востока вдвое ниже запланированного
Несмотря на динамичный рост спроса на контейнерное сообщение со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), портовая и железнодорожная инфраструктура не может его обеспечить в полной мере из-за отсутствия мощностей, дисбаланса экспортных и импортных отправок, проблем с доступом к железнодорожным сетям и растущего дефицита подвижного состава. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал президент ПАО «Трансконтейнер» Виталий Евдокименко на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
По его словам, доля стран АТР, прежде всего Китая, во внешней торговле России превышает 40%, а в контейнерном обороте — 80%. Однако растущий спрос на перевозки столкнулся с рядом проблем. «С 2022 года, после изменения внешней политики, ухода крупнейших морских операторов, Северо-Запад как транспортный хаб прекратил свою работу. Основной объем грузов был переориентирован на Восток. В результате возник дефицит ресурсов железнодорожной инфраструктуры, который начал сдерживать объемы перевозок в восточном направлении», — напомнил спикер.
По оценкам компании «Трансконтейнер», примерно 30% платежеспособного спроса в этом направлении в настоящий момент не обеспечено. При этом торговля со странами АТР развивается динамично. Например, доходы от перевозки контейнерных грузов в сообщении с КНР за первое полугодие 2023 года увеличились в 2,7 раза. Однако вывоз импортных контейнерных грузов из портов Дальнего Востока не успевает за растущим спросом.
«Несмотря на то, что правительство РФ поставило целевую задачу обеспечить вывоз импорта из портов Дальнего Востока в ежесуточных объемах 6-6,5 тыс. ДФЭ, сегодня этот показатель равен 3,3 тыс. ДФЭ. Основная причина, которая сдерживает освоение объемов импорта, это резкий дисбаланс импортного и экспортного потоков. Импортный поток примерно в два раза превышает экспортный, — пояснил Виталий Евдокименко. — Для обеспечения вывоза импорта необходимо иметь подвижной состав в портах Дальнего Востока, на пограничных передаточных станциях. Поэтому одна из целевых задач, которую мы ставим перед собой с коллегами из АО «РЖД», — увеличение объема экспортных перевозок до 4-4,5 тыс. ДФЭ в восточном направлении». За восемь месяцев 2023 года объем экспортных перевозок в восточном направлении вырос почти на 120 тыс. ДФЭ.
Сопутствующая стратегическая задача, по мнению главы ПАО «Трансконтейнер», — это обеспечение стабильного объема перевозок в направлении региона Восточной Сибири, имеющего большой спрос на экспортные перевозки. «Основная задача — обеспечить этот регион погрузочными ресурсами для вывоза экспорта в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока. К сожалению, в 2023 году объем отправлений из этих регионов снизился на 50 тыс. ДФЭ, и наметился дисбаланс по входу и выходу. К примеру, за восемь месяцев 2023 года из региона было отправлено 4058 контейнерных поездов, а вход составил 1725 контейнерных поездов», — поделился статистикой Виталий Евдокименко.
По мнению эксперта, решить проблему можно несколькими способами. «Оставшийся объем импорта, который необходимо вывезти из портов Дальнего Востока, мы планируем вывезти, используя универсальный подвижной состав, полувагоны. Чтобы обеспечить потребности в перевозках необходимо отправлять примерно 10 контейнерных поездов ежесуточно в универсальном подвижном составе. Для этого развиваются припортовые тыловые терминалы. Мы также планируем развивать транспортные хабы внутри страны. Кроме того, актуален вопрос повышения технологии организации перевозок, в частности, использование поездов повышенной длины, которые дают возможность освоить нужные объемы в условиях ограниченной инфраструктуры», — считает президент «Трансконтейнера».
Одна из острых проблем сейчас, по мнению спикера, — это доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта. «Необходимо в сжатые сроки вместе с правительством решить вопрос планирования перевозок и использования дефицитной инфраструктуры в направлении Восточного полигона. Мы рассчитываем на возобновление действия правил недискриминационного доступа», — говорит он.
Наконец, нужно решить проблему возникшего дефицита подвижного состава для обеспечения перевозок контейнеров. «К сожалению, российские производители вагонов испытывают дефицит в трудовых ресурсах и производственных мощностях, что привело к снижению объемов производства подвижного состава на 50% в 2022 году и на 35% в 2023 году. В качестве временной меры мы предлагаем рассмотреть вопрос продления срока службы подвижного состава, отвечающего техническим требованиям в соответствии с регламентами совета по железнодорожному транспорту стран СНГ», — заключил глава ПАО «Трансконтейнер».