ЕСЭ-2023: Контейнерный рынок в России показывает стабильный рост
Информационным партнером форума выступила медиа-группа «ПортНьюс»
Контейнерный рынок в России показывает стабильный рост, который продолжится в ближайшей перспективе. К таким выводам пришли эксперты и участники XIII Международного контейнерного форума «ЕСЭ-2023», прошедшего 5-6 сентября в Сочи. В мероприятии приняли участие 130 компаний и 288 делегатов из России, Казахстана, Беларуси, Азербайджана, Турции, Китая, ОАЭ и Монголии.
Информационным партнером форума выступила медиа-группа «ПортНьюс».
Эксперты оказались едины во мнении, что «шок 2022 года» уже позади, и на сегодняшний день контейнерный рынок показывает стабильный рост. Как подчеркнул в своем выступлении первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков, прирост объема контейнерных перевозок только по сети РЖД за 8 месяцев текущего года по сравнению с 2022 годом составил 13,6%, перевезено уже более 4 млн ДФЭ. Драйверами роста он назвал импорт (+27,3%) и внутрироссийские перевозки (+15,1%).
Ключевые игроки рынка, входящие в ТОП-10 компаний-операторов России, оптимистично смотрят в будущее и едины во мнении, что объем контейнерных перевозок будет расти и в 2024 году. Вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов спрогнозировал на 2024 год рост контейнерного рынка в 6%, а ключевым драйвером назвал рост импорта китайского автопрома.
Исполнительный директор ООО «Транс Синергия» Станислав Станкевич подчеркнул, что помимо роста импорта, ожидается и рост экспорта. Здесь ключевые драйверы роста: лес, зерно и минеральные удобрения.
Эксперты подчеркнули, что рынок контейнерных перевозок кардинально изменился и открыл новые возможности для участников. Так, FESCO в текущей ситуации одной из приоритетных задач развития ставит дальнейшую геоэкспансию на рынке. При этом текущая ситуация дает возможность не только вернуться на те направления, с которых транспортная группа была вынуждена уйти 20-30 лет назад, но и дополнительно открыть и освоить новые маршруты, например, в Африку.
Основными сдерживающими факторами развития отрасли участники форума назвали проблемы в инфраструктуре и дефицит вагонов. Виктор Марков отметил, «что только в этом году дисбаланс объемов импорта/экспорта на Дальнем Востоке вырос на 65% по сравнению с 2022 годом».
При этом расширению парка фитинговых платформ, как рассказал генеральный директор ООО «ЛОГОПЕР» Виталий Потапов, мешают как очень высокая рыночная цена на подвижной состав, так и ограниченные мощности вагоностроительных заводов.
Главный вывод, к которому пришли эксперты в ходе мероприятия: бизнес научился оперативно реагировать на резко меняющиеся условия, но для реализации намеченных целей и задач развития отрасли важно сохранение рыночных условий. Генеральный директор ООО «Логбокс» Юрий Сукманов отметил, что операторы научились кооперироваться между собой, приведя в пример обмен вагонов на погранпереходах.
В рамках форума состоялась рабочая сессия «От теории к действиям», которая имела прикладной характер. Заместитель директора по развитию бизнеса FESCO Максим Буханов рассказал об актуальных трендах развития контейнерных перевозок, презентовал новые сервисы транспортной группы.
Директор по продажам АО «РЖД Бизнес Актив» Ольга Громова посвятила свое выступление возможностям перевозки контейнеров в полувагонах как одной из действующих мер разгрузки Восточного полигона. А директор по маркетингу ООО «РУСКОН» Дмитрий Кутателадзе рассказал о развитии мультимодальных контейнерных перевозок на юге РФ. Он назвал среди основных вызовов на данном направлении повышенную нагрузку на инфраструктуру портов, терминалов и дорог, дисбаланс экспорта и импорта и дальнейшее расширение географии регулярных морских маршрутов в Латинскую Америку, Африку.
Вице-президент, руководитель правового комитета Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер уделил внимание особенностям работы с параллельным импортом в новых реалиях. Завершилась сессия выступлением руководителя отдела поддержки логистических услуг АО «Почта России» Виталия Толкачева, который рассказал о перспективах развития перевозки сборных грузов, в частности — с использованием контейнерного оборудования и регулярных сервисов.
В форуме приняли участие и зарубежные компании. Так, представитель турецкой компании Middle Corridor Logistics — директор по развитию бизнеса Cankat Yildiz рассказал о контейнерообороте между Турцией и Россией и о существующих транзитных сервисах и возможностях. Руководитель отдела по развитию бизнеса One Touch Trade and Logistics (Баку) Саида Рустамова поделилась опытом организации всех видов перевозок по маршрутам Север-Юг-Север и Север-Запад-Север. Директор по развитию Conway Container Limited Екатерина Лаппа рассказала о текущем состоянии рынка контейнерного оборудования в мире и на территории РФ.
В рамках форума также состоялась вторая церемония награждения лауреатов премии «Оператор года» и «Экспедитор года». В конкурсе приняли участие 32 компании. Напомним, что оценивались результаты именно 2022 года (сравнение 2022/2021). Лауреатами премии стали следующие компании.
Оператор года:
1. ПАО «ТрансКонтейнер» — в номинации «Локомотив контейнерных перевозок».
2. FESCO — лауреат премии сразу в двух номинациях: «Локомотив международных перевозок» и «Прорыв года».
3. ООО «ЛОГОПЕР» — лауреат премии «Лучший клиентский сервис».
Экспедитор года среди компаний крупного бизнеса:
1. В номинации «Локомотив внутрироссийских перевозок» — ООО «ТЛК ВЛ Лоджистик».
2. В номинации «Локомотив международных перевозок» — ООО «РУСКОН».
3. В номинации «Экспортер года» — ООО «ВЭЙ-ГРУПП».
4. В номинации «Прорыв года» — ООО «РЖД Логистика».
5. В номинации «Лучший клиентский сервис» — ООО «ТЛК ВЛ Лоджистик».
Экспедитор года среди компаний малого и среднего предпринимательства:
1. В номинации «Локомотив внутрироссийских перевозок» — ООО «САСКО Лоджистик» (Новосибирск).
2. В номинации «Импортер года» — ООО «АТК» (Владивосток).
3. В номинации «Экспортер года» — ООО «НОВОТЭК Плюс» (Иркутск).
4. В номинации «Арендодатель года» — ООО «40 футов компани» (Санкт-Петербург).
5. В номинации «Прорыв года» — ООО «ВМ Транс» (Новосибирск).