АРПП предлагает разрешить заказ сейнерного флота за границей из-за кратной разницы в цене
Стоимость строительства такого типа судов за границей в 2-3 раза ниже, чем в России
Для развития сейнерного флота рыбохозяйственное сообщество предлагает ряд мер, в том числе создание условий для размещения заказов на постройку судов за границей, а также освобождение от уплаты сборов за пользование водными биоресурсами. Такое мнение, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», выразил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АПП) Георгий Мартынов в ходе дискуссий на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2023).
По его словам, ситуацию с выловом пелагических рыб, включая сардину, сайру, скумбрию, хорошо иллюстрирует не столько статистика добычи, сколько расстановка мирового флота в северной части Тихого океана в 2022 году. Общий вылов дальневосточной сардины составил 1,2 млн тонн, из которых на долю Японии пришлось 560 тыс. тонн, России — 288 тыс. тонн, КНР — 266 тыс. тонн. Однако если посмотреть на качество флота, то окажется, что для вылова сардины китайцы задействовали 105 сейнеров, японцы — 58, а россияне — только 3. Основную работу под флагом РФ выполняли 32 траулера. «Проблема в том, что сардину нужно ловить неводом, а при ловле тралом только 10% сохраняет товарный вид, остальное — на муку и переработку», — пояснил эксперт. Более ярко проблему иллюстрирует вылов сайры в том же районе: 63 сейнера КНР, 89 — Японии, 10 — Южной Кореи, 81 — Тайваня, 3 — Вануату и ноль РФ.
«У России нет сейнерного флота. Его надо строить. Раз инвестквоты поделены, целесообразно разрешить рыбакам строить суда за границей, где это обойдется в два-три раза дешевле, чем в нашей стране, ввести эти суда в международный реестр и обнулить рыбакам плату за использование водных биоресурсов, как в исключительной экономической зоне, так и за ее пределами», — заключает эксперт.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», 31 августа 2023 года на производственной площадке Научно-производственного центра (НПЦ) «Торсиотест» (Петропавловск-Камчатский) состоялся спуск на воду головного малотоннажного рыболовного сейнера «Апача» проекта 04130. Заказчиком строительства выступает крупнейшее рыбодобывающее предприятие Камчатского края — рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина. Судно строится на класс Регистра. Символ класса: КМ(*) IceI (hull; machinery) R2 AUT3 Fishing vessel. Всего под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр) планируется построить шесть судов проекта 04130.