Необходимо не только магистральное развитие Восточного полигона, но и припортовых станций и обходов
Портовые мощности Дальневосточного бассейна уже вдвое превышают провозную способность железнодорожных подходов и этот разрыв возрастает. Такие данные в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) привела генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская. Так, в соответствии с приведенными данными, в настоящее время дефицит провозной способности железнодорожных подходов оценивается в 95 млн тонн в год, а в 2025-27 годах он может составлять уже 187 млн тонн в год (с учетом планов развития Восточного полигона).
При этом через Дальний Восток, по данным за восемь месяцев 2023 года, было экспортировано 72 млн тонн угля, через европейскую часть страны — 63 млн тонн. Идущий в настоящее время на экспорт через порты Дальневосточного бассейна уголь добывается, в основном, на Кузбассе и в восточной части России (Якутия, Бурятия, Хабаровский край), в то время как добываемый в европейской части России уголь экспортируется через порты Северо-Запада и Южного бассейна.
Для решения проблемы дефицита провозной способности, по мнению эксперта, необходимо не только развивать собственно Восточный полигон, но и отдельные припортовые станции и железнодорожные узлы, в первую очередь узел Находка-Восточный, с которым связаны крупнейшие терминалы Дальнего Востока (контейнерный, угольный, нефтяной и др.). Так, реализация обходов Шкотово-Смольяниново, Хмыловский - Находка-Восточный, Тигровый - Партизанск и Смоляниново - Тигровый позволят нарастить провозную способность на данном направлении на 50 млн тонн в год.