Длительное согласование тормозит проведение оперативного мониторинга ледовой обстановки
Для зоны Севморпути (СМП) необходимо создать специальный уведомительный механизм организации полетов БПЛА. Такое мнение, как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», во время Восточного экономического форума (ВЭФ-2023) высказал заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.
Он уточнил, что на данный момент существует необходимость подачи плана полетов за несколько дней до планируемой даты. Согласование занимает до шести дней. Это вызывает сложность в тех случаях, когда нужно провести оперативный (2-3 часа) мониторинг ледовой обстановки.
«Наша задача, чтобы мгновенно было дано разрешение на взлет с судна в определенном районе. Может быть, стоит рассмотреть Севморпуть как некий такой пилотный проект, чтобы отработать подобные моменты», — уточнил Максим Кулинко.
Еще одной проблемой в вопросе использования беспилотных летательных аппаратов он назвал отсутствие специальных кадров. Пока не разработана автоматическая система взлета и посадки БАС с судна необходимо участие квалифицированных пилотов. В связи с этим необходима специальная программа подготовки пилотов по управлению БАС, в том числе для переподготовки действующих членов экипажей атомных ледоколов.
Максим Кулинко напомнил, что правительством поручено создать на Северном морском пути цифровую экосистему, цель которой — повышение безопасности судоходства. Одним из составных элементов данной системы являются дроны, которые на удалении до 200 км от атомного ледокола должны производить ледовую разведку и передавать данные в Единую платформу цифровых сервисов.
По техническому заданию Росатома был разработан дрон самолетного типа с вертикальным взлетом для работы в арктических условиях. Он способен в режиме реального времени передавать информацию с локатора и видеокамеры.
Летом 2023 года в акватории Обской губы Карского моря (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО) был успешно проведен второй этап испытаний комплекса ледовой разведки на базе беспилотного летательного аппарата палубного базирования.
Севморпуть — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.