Проект цифровой платформы СМП планируется завершить к концу 2024 года
Госкорпорация «Росатом» планирует в ближайшей перспективе обеспечить Арктику устойчивой связью, возобновить международный транзит, создав новые терминалы, и построить девять контейнеровозов ледового класса. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказала директор по развитию бизнеса ГК «Росатом» Екатерина Ляхова на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
По ее словам, создание цифровой платформы, включенной в комплексный план развития Северного морского пути (СМП), будет концептуально завершено в конце следующего года, однако перед этим необходимо решить вопрос создания телекоммуникационной инфраструктуры в арктической зоне.
«Сейчас мы начали реализовывать проект по созданию трансарктического оператора связи. В состав рабочей группы входят представители бизнес-сообщества и государственных регуляторов. Концепция создания такого оператора практически готова, в сентябре в рамках рабочей группы планируем ее досогласовать, внести в правительство и рассчитываем, что в ноябре она будет утверждена. После этого мы приступим к реализации. Без устойчивой телекоммуникационной инфраструктуры все попытки реализовать цифровые сервисы на СМП провалятся», — считает она.
Представитель Росатома отметила, что строительство морских терминалов на Севморпути идет по плану, утвержденному правительством: реализованы проекты по строительству терминалов Утренний и Дудинка, строится терминал «Бухта Север». Для восстановления международного транзита Росатом планирует открыть одновременно два терминала: в поселке Белокаменка Мурманской области совместно Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и во Владивостоке на 17 причале Владивостокского морского торгового порта (ВМТП).
«По первому проекту уже ведется проектирование, по второму согласован образ проекта», — сказала она.
В графике также идет строительство ледокольного флота. «Три ледокола уже работают, четвертый строится, по пятому и шестому правительством приняты соответствующие решения. Есть основания надеяться, что тот объем ледокольного сопровождения, который был запланирован до 2035 года, будет реализован». Кроме того, по ее словам, компания рассчитывает построить девять контейнеровозов ледового класса, «на данный момент есть эскизный проект, цифровая модель судна, проведены испытания в ледовом бассейне и на чистой воде».
Севморпуть — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.