В частности, речь идет о производителях удобрений и продукции металлургии
Ряд российских грузоотправителей пока не смог полностью переориентировать экспортную логистику на дружественные страны после ужесточения санкций, говорится в обзоре Банка России «Региональная экономика».
Так, производитель минеральных удобрений из Волго-Вяткого района сообщил, что из-за остановки поставок по трубопроводу был вынужден переориентировать часть продаж на другие рынки. В 2022 году компания перестроила логистику на поставки по железной дороге, но смогла компенсировать только часть прежних объемов экспорта.
На аналогичную проблему указывает крупное вологодское предприятие металлургической промышленности. Перенаправление части поставок с европейского рынка в СНГ пока не позволило сохранить экспорт на прежнем уровне: если ранее на зарубежные поставки приходилось 40% продаж, то сейчас — только 20%.
Несмотря на это, в 2023 году предприятию удалось нарастить объемы производства и восстановить загрузку мощностей за счет высокого внутреннего спроса, связанного в том числе с постепенным улучшением ситуации в автомобилестроении и ростом объема строительных работ.
При этом имеются и успешные примеры переориентации экспортных потоков. Так, неназванное мурманское предприятие после прекращения поставок в Европу стало активно наращивать отгрузки продукции в СНГ. Еще один крупный производитель удобрений на Северо-Западе смог полностью заменить порты Прибалтики, через которые ранее шли экспортные потоки, на российские порты.