Экспертное мнение начальника отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр», к.т.н. Вячеслава Магаровского

Одной из вероятных причин технических сбоев при эксплуатации СПК «Валдай» могли стать недобросовестные проверки нового судна на стадии модельных испытаний. Такое экспертное мнение в беседе с ИАА «ПортНьюс» высказал начальник отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр», к.т.н. Вячеслав Магаровский.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», в конце августа судно на подводных крыльях «Эльдар Рязанов» («Валдай-45Р»), построенное в 2022 году в Нижегородской области на «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», было признано Российским классификационным обществом (РКО) негодным к плаванию. Об этом свидетельствовал акт внеочередного освидетельствования. После ремонта свидетельство РКО было возвращено, однако с похожими проблемами и отзывом документов столкнулось второе судно типа «Валдай», работающее в Самарской области. Сейчас оно не перевозит пассажиров, а ожидает ремонта.
«К сожалению, сейчас мы часто видим, когда реализуются проекты, которые не прошли всесторонней проверки на стадии модельных испытаний для оценки правильности заложенных в них технических решений. Как результат — уже при сдаче судна или при его эксплуатации возникают различные аварийные ситуации с движителем или неудовлетворение требованиям заказчика в части достижения скорости хода, — пояснил эксперт. — Например, по информации от судоходной компании, при эксплуатации СПК «Валдай» в полной загрузке его двигатель, периодически, не развивает частоту вращения, установленную заводом-изготовителем для эксплуатации в режиме на крыльях. Это явно указывает на то, что какие-то режимы эксплуатации не были проверены на стадии модельных испытаний».
В ООО «СК «ВОЛГА-Трэвел» (оператор СПК «Эльдар Рязанов») сообщали, что за 150 дней эксплуатации в 2022 и 2023 годах заводу-изготовителю было направлено более 140 рекламационных актов о поломках и недостатках. Неисправности были выявлены и задокументированы на других судах проекта «Валдай», принятых в эксплуатацию: СПК «Илья Репин», «Валерий Грушин» и «Дмитрий Шостакович».
Согласно данным с сайта государственных закупок, стоимость одного судна «Валдай-45Р» составляет более 170 млн рублей. Так, недавно контракт на поставку двух таких СПК с заводом-изготовителем заключила Ростовская область (стоимость одного судна 177 млн рублей).По словам генерального директора ЦКБ им. Р.Е. Алексеева Сергея Итальянцева, уже построено 16 «Валдаев», которые работают в Якутии, Самарской и Нижегородской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), а также в Чувашии.