Аналитики видят предпосылки для перелома ситуации на рынке
Долгосрочные ставки фрахта на морские перевозки контейнеров снизились на 7,8% в августе 2023 года в сравнении с предыдущим месяцем, а с начала года ставки упали на 62,7%, говорится в обзоре отраслевого аналитического агентства Xeneta (Швеция) на основе специально разработанного индекса ставок фрахта Xeneta Shipping Index (XSI). При этом падение на самых загруженных маршрутах из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с начала года составило 75%.
Главный аналитик Xeneta Питер Сэнд комментирует: «Сейчас непростое время для перевозчиков на контрактном рынке — сохраняющийся слабый спрос усугубляется растущим избытком мощностей по мере того, как в эксплуатацию вводится все больше и больше новых судов... Однако отрасли необходимо учитывать изменения на спотовом рынке. Здесь перевозчикам удалось поднять ставки по основным сделкам за последние пару месяцев. Как мы знаем, долгосрочный рынок следует за движениями спотового рынка, хотя и с небольшим отставанием. Таким образом, независимо от значительного спада здесь, от которого должны выиграть грузоотправители, падение ставок может продлиться недолго. Так что я не думаю, что грузоотправителям следует успокаиваться; возможно, мы приближаемся к изменению рынка».
В Европе субиндекс индекса импорта XSI снизился на 3,4% за месяц и на 60,1% в годовом исчислении. С экспортом дела обстояли немного лучше: он сократился на 2,8% по сравнению с июлем (на 52,4% относительно августа 2022 года), несмотря на значительное падение контрактных цен на экспорт из Северной Европы в Китай на 13,6%.
Импорт в США зафиксировал самое большое падение, снизившись на 14,9% в этом месяце и 65,2% в годовом исчислении. Наибольшее ежемесячное снижение цен наблюдалось в Китае, Японии, Тайване и Корее — в направлении как на западное, так и на восточное побережье США — с падением цен в диапазоне от 19,3% до 62,3%. Индекс XSI для экспорта из США оказался самым устойчивым показателем в этом месяце, потеряв всего 0,8% от своей стоимости.
Данные Xeneta по-прежнему рисуют мрачную картину по темпам сокращения экспорта из АТР: субиндекс зафиксировал снижение на 14,2% в месячном исчислении в августе. С импортом XSI в регионе дела обстояли лучше: он снизился на 2%, в настоящее время сократившись на 51,1% в годовом исчислении.
Питер Сэнд: «Все непросто, но перевозчики воспрянут духом от того факта, что спотовые тарифы в настоящее время превысили контрактные ставки в ведущих мировых торговых коридорах. В результате мы наконец можем увидеть некоторое повышательное давление на долгосрочные ставки. Грузоотправители, которые играли на спотовом рынке, чтобы сэкономить деньги, теперь будут рассматривать возможность перевода объемов на контрактные соглашения, которые могут предложить лучшую стоимость. Это может привести к росту цен. Итак, достигли ли мы сейчас точки, когда долгосрочные ставки дошли до дна? Если это так, то сейчас самое подходящее время для грузоотправителей заключить новые контракты и зафиксировать выгодные тарифы».
Он считает, что пока слишком рано говорить о том, произойдет ли определенный «перелом» рынка. «Но я бы, конечно, не стал делать ставку на еще одну серию последовательных ежемесячных падений XSI в масштабах, которые мы только что испытали. Я бы посоветовал всем заинтересованным сторонам продолжать следить за данными в ожидании следующих изменений на рынке», — заключает аналитик.