Второй этап будет включать новое судостроение, утилизацию старых судов
Якутия изыскала средства на строительство и оснащение оборудованием строящейся судоверфи, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев. Но с учетом введенных санкционных ограничений, увеличения сроков согласований, поставок технологического оборудования, в целом, завершение первого этапа Жатайской судоверфи ожидается в 2024-2025 годах, где в 2024 году — завершение строительно-монтажных работ, в 2025 году — получение документации. Об этом сообщила пресс-служба Государственного собрания (Ил Тумэн).
«После завершения первого этапа, мы готовы начать второй этап – новое судостроение, утилизацию старых судов. Введение второго этапа Жатайской судоверфи для технологического процесса в целом, необходимо», — сообщил Владимир Сивцев.
С ходом строительства судостроительного и судоремонтного завода АО «Жатайская судоверфь» ознакомилась рабочая группа. В рабочей поездке принял участие председатель Государственного собрания (Ил Тумэн) Алексей Еремеев, народные депутаты Республики Саха (Якутия) Павел Петров, Виктор Федоров.
В ходе осмотра строящихся мощностей будущей судоверфи, линий по подготовке материалов для судостроения, директор Жатайской судоверфи Петр Накул сообщил, что для постройки судов за основу приняты проекты грузопассажирских судов российского производства, которые будут обслуживать линию «Якутск-Тикси».
На Жатайской судоверфи применяется поточная линия постройки судов и современная роботизированная сварка. Но из-за введенных санкций, зарубежные роботизированные сварочные комплексы и технологии оказались недоступны. Но выход есть.
«Сейчас идет рассмотрение предложений от Китайской Народной Республики. КНР может предложить аналоги роботизированных комплексов, не хуже европейских. На данном этапе совместно с правительством Якутии через торговое представительство выйдем на коммерческое предложение», — рассказал директор Жатайской судоверфи.
«И здесь нам нужны высококвалифицированные кадры», — отмечают в дирекции судоверфи. В плане подготовки кадров для такого современного технологического производства, как судостроение, Жатайская судоверфь ориентируется на разработанную в Республике Саха (Якутия) под руководством главы республики Айсена Николаева программу мобильных кадров, привлечения высококвалифицированных рабочих кадров жить и работать в Якутию.
«Мы можем привлекать ценные кадры из других российских регионов на определенных льготных условиях: возможность переехать вместе с семьей, с предоставлением квартир, как в новом общежитии, так и в новых квартирах. А если специалисты готовы приехать хоть завтра, предусмотрены средства для аренды для них жилья», — сказал директор Жатайской судоверфи Петр Накул. Для работников судоверфи в поселке Жатай строятся общежитие на 200 мест и новый жилой дом.
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Алексей Еремеев отметил о необходимости скорейшего завершения объекта судостроения в Республике Саха (Якутия) для обеспечения надежных грузоперевозок по Лене и Арктической зоне современным речным флотом.
В ходе рабочего визита, председатель комитета СФ Андрей Шевченко поинтересовался финансированием проекта строительства Жатайской судоверфи; поставкой необходимого технологического оборудования; подготовкой кадров, другими вопросами.
В ходе осмотра строительства Жатайской судоверфи, председатель комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко выразил готовность постановки озвученных вопросов: «Здесь должна быть дорога с двусторонним движением. Если есть вопросы к Республике Саха (Якутия), то их надо решать здесь, на месте. Если есть вопросы к федеральным структурам – значит, будем решать с федералами, и мы это делаем. Будем работать дальше», — сказал Андрей Шевченко по итогам посещения и знакомства с ходом строительства Жатайской судоверфи.
Как сообщал «ПортНьюс», изначально строительство Жатайской судоверфи планировалось завершить в 2021 году. На первый этап проекта было выделено более 5,7 млрд рублей, в том числе около 4,1 млрд рублей за счет федерального бюджета, 750 млн рублей — за счет республики. В настоящее время плановым сроком ввода верфи называется конец 2023 года.
Планируется, что ввод судоверфи обеспечит создание современного речного флота для грузоперевозок в Ленском бассейне и в Арктической зоне, в том числе по Северному морскому пути (СМП). Объект рассчитан на строительство до 10 речных и морских судов ежегодно. До 2036 года здесь планируют построить около 130 речных судов, а также ремонтировать, модернизировать и утилизировать плавсредства.
Из-за отсутствия сообщения внутренних водных путей Ленского бассейна с другими бассейнами рек строительство и ремонт речных судов возможно только на судостроительной верфи в Якутии. Альтернативы Жатайской судоверфи в регионе нет.
Фотографии с сайта Государственного собрания Якутии (Ил Тумэн)