Казахстан ищет альтернативные маршруты экспорта своей нефти
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в настоящее время уже достиг механической готовности к перекачке повышенных объемов нефти из Казахстана. Об этом заявил генеральный директор КТК Николай Горбань 4 августа 2023 года на встрече с премьер-министром Казахстана Алиханом Смаиловым, сообщает корпоративное издание «Панорама КТК».
В начале встречи генеральный директор проинформировал главу правительства об инциденте вблизи акватории морского терминала КТК, связанном с уничтожением надводного беспилотника. Николай Горбань отметил, что отгрузка нефти на танкеры осуществляется в штатном режиме, повреждений оборудования не имеется.
Стороны также обсудили завершение реализации Программы устранения узких мест (ПУУМ), ориентированной на повышение пропускной способности нефтепровода Тенгиз — Новороссийск до 82 млн тонн углеводородного сырья в год в точке танкерной отгрузки. Также рассматривался вопрос конкурентоспособности альтернативных маршрутов экспорта нефти из Казахстана на мировые рынки в сравнении с нефтепроводом Тенгиз — Новороссийск.
Как писало ИАА «ПортНьюс», в настоящий момент трубопроводная система КТК способна транспортировать с казахстанской территории около 72,5 млн тонн нефти в год, через территорию России — до 83 млн тонн нефти в год. В 2022 году с территории Казахстана в трубопроводную систему КТК поступило 52,2 млн тонн нефти. Всего КТК в прошлом году транспортировал и отгрузил на экспорт 58,7 млн тонн нефти. В консорциуме ранее заявляли, что в 2023 году объемы транспортировки нефти по трубопроводной системе составят около 66 млн тонн.
Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз — Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) — 24%, «КТК Компани» — 7%, АО НК «КазМунайГаз» — 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holdings Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.