Сокращение объемов продлится некоторое время, считает эксперт
Морские перевозки экспортной российской нефти остаются достаточно высокими, — по сравнению с 2022 годом выросли на 13%. Однако, после 4-процентного сокращения в июне по сравнению с предыдущим месяцем, в июле отмечено падение объемов экспорта еще на 16% от июньских показателей, с учетом заявления правительства РФ о намерении сократить в августе экспорт нефти. Об этом пишет в своей статье главный аналитик судоходного рынка в BIMCO Нильс Расмуссен.
Более важным фактором для рынка перевозок нефтетанкерами является то, как правила ЕС изменили торговлю нефтью. Произошло замещение европейских потребителей покупателями нефти из Китая, Индии и Турции, что привело к увеличению средней протяженности рейсов на 80-90% и значительному увеличению показателя тонно/миля и спроса на нефтеналивные танкеры.
Снижение объемов в июле снова внесло новые изменения в распределение пунктов назначения. Еще недавно Индия забирала от 32 до 38% объемов российского экспорта нефти, а в июле — только 12,5%. Наоборот, в частности Турция и Египет увеличили свою долю.
Изменение распределения пунктов назначения означает, что среднее расстояние доставки по морю для российской экспортной нефти в июле сократилось на 38% по сравнению с июнем и остановилось на 30% ниже, по сравнению с июлем 2022 года. Таким образом, делает вывод эксперт BIMCO, показатели тонно-мили российского экспорта в июле этого года упали на 48% в месячном исчислении и на 30% в годовом исчислении.
«Правительство РФ объявило, что экспорт в августе будет сокращен на 500 тыс баррелей в сутки, для поддержания цены на нефть (примерно на 2,1 млн тонн). В июле объемы морского экспорта упали на 3,3 млн тонн, и еще неизвестно, будут ли объявленные сокращения дополнением к июльским. Если экспорт упадет еще больше, августовские объемы могут остановится на отметке почти 15 млн тонн, уровень, который в последний раз наблюдался в сентябре 2021 года», — пишет Нильс Расмуссен.
«Несмотря на снижение объемов российского экспорта, увеличение, в частности, экспорта нефти из Ирака и Бразилии, означало, что глобальные объемы экспорта нефти в целом увеличились в июле на 3% по сравнению с июнем. Однако изменения в схемах пунктов отправления и назначения оказали значительное влияние на среднюю продолжительность рейса, и, по нашим оценкам, тонно-мили сократились на 15% в месячном исчислении», — добавил эксперт из BIMCO.
По мнению Расмуссена, сокращение объемов экспорта российской нефти продлится некоторое время, и также может пройти некоторое время, прежде чем восстановится средняя дальность рейсов танкеров. Индийские НПЗ в настоящее находятся на техническом обслуживании, а сезон дождей в регионе привел к снижению спроса. Учитывая более низкий спрос и тот факт, что цена на нефть сорта Urals недавно превысила ценовой предел, установленный G7, некоторые владельцы могут выйти из российского бизнеса, несмотря на доступные фрахтовые ставки с премиальными ценами.