Для перевозок крупногабаритных объектов по СМП к 2027 году построят судно ледового класса
Грузоподъемность судна составит до 70 тыс. тонн
Строительство полупогружного судна для транспортировки крупногабаритных объектов по Северному морскому пути (СМП) запланировано к 2027 году. Грузоподъемность судна составит 70 тыс. тонн, оно будет иметь ледовый класс не ниже Arc5. Об этом со ссылкой на заместителя директора департамента инфраструктурных решений и проектов развития АО «Логистический центр ЯТЦ» (компания контура управления госкорпорации «Росатом») Павла Насонова сообщает пресс-служба министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Планируется к постройке судно ледового класса не ниже Arc5 грузоподъемностью до 70 тыс. тонн. Технические характеристики будут определены после завершения эскизного проектирования. Акционерное общество прорабатывает вопросы взаимодействия с потенциальными заказчиками грузоперевозок и готово рассматривать предложения по соинвестированию в проект. Плановый срок введения судна в эксплуатацию — 2027 год», — сообщил Павел Насонов на круглом столе «Логистика перемен», прошедшем при поддержке Минвостокразвития в рамках подготовки к отраслевой сессии VIII Восточного экономического форума.
Реализация проекта ведется в рамках выполнения мероприятий, включенных в План развития Севморпути на период до 2035 года.
Временно исполняющий обязанности директора департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Марат Габбасов, открывший мероприятий, сообщил, что в структуре экономики Дальневосточного федерального округа (ДФО) транспортная отрасль занимает второе место после добычи полезных ископаемых, и назвал ключевыми для обсуждения темы развития портовой инфраструктуры и увеличения пропускной способности Восточного полигона. Так, по данным ОАО «Российские железные дороги (РЖД), в 2022 году грузоперевозки между Россией и дружественными странами выросли на 23%, в первом полугодии 2023 года железнодорожные перевозки на восточном направлении (в адрес портов Дальнего Востока, погранпереходов с Китаем, Монголией и Казахстаном) увеличились на 9,1% — до 134,2 млн тонн, в том числе экспорт — на 13,2%, до 92 млн тонн.
Доля Дальневосточного бассейна в общем объеме морских перевозок РФ в период 2019-2022 годов в среднем находилась на уровне 25-27%, по итогам 2022 года наибольший прирост объема морских перевозок зафиксирован в Дальневосточном бассейне — плюс 6,7% к уровню 2019 года (объем морских перевозок достиг 227,8 млн тонн).
Руководитель сектора «Стратегическое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Наталья Самсонова высказала мнение, что соседство со странами Азии, лидирующими в сфере логистики, является преимуществом транспортной системы Дальнего Востока. «Более 50% мирового контейнерооборота приходится на Китай и ближнюю к ДФО Азию. В 2022 году через порты Дальневосточного бассейна прошло 44% импорта России, почти треть экспорта и четверть каботажных перевозок. Более половины российского контейнерооборота приходится на порты ДФО. На Дальневосточной железной дороге рост контейнерных перевозок (в основном за счет импорта) в 2022 году составил почти 12%, общий объем погрузки вырос на 7% — до 70,5 млн тонн. Провозная способность БАМа и Транссиба в 2022 году достигла 158 млн тонн. В первом полугодии 2023 года погрузка составила около 56 млн тонн. Прогнозная провозная возможность Восточного полигона в 2024 году — 180 млн тонн. При сохранении текущих объемов и при реализации инвестпроектов объем погрузки в 2025 году может составить 128 млн тонн (+41% к 2021 году), в 2030 году — 230 млн тонн (+153%) за счет роста более чем в 13 раз перевозок руд и почти в 2 раза угля, а также полимерной, химической и металлургической продукции», — привела статистику представитель Востокгосплана.
При этом было отмечено, что развитие восточной транспортной системы ограничивает низкий уровень доступности автотранспорта (на Дальнем Востоке только 67% автодорог имеют твердое покрытие) и недозагруженность портов (в 2022 году загрузка в среднем составила около 70%). Одна из причин — дефицит провозных мощностей доставляющего грузы в порт транспорта и низкая скорость обслуживания в портах.
В качестве возможного направления развития транспортно-логистической системы Дальнего Востока спикер предложила создать ситуационный центр с элементами информационно-аналитических систем и транспортного моделирования, а также центры компетенций, сервисов цифровой логистики. Они послужат инструментами стратегического планирования, мониторинга и анализа транспортных потоков.