Суда строятся для скоростных пассажирских перевозок по озеру Байкал
Готовность корпусов двух головных катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B, которые строятся на верфи Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП, Иркутская область, входит в группу компаний «Истлэнд»). Примерно половину веса каждого из инновационных судов, названных «Сарма» и «Селенга», составляют алюминиевые компоненты, сообщает пресс-служба Объединения производителей, поставщиков и потребителей алюминия (Алюминиевая ассоциация).
«Сейчас корпуса судов готовы на 97%. Скоро начнем монтаж оборудования и систем», — приводятся слова заместителя директора по судостроению ВСРП Сергей Кошкин. В октябре 2023 года планируется спуск на воду первого катамарана, тогда же намечены ходовые и швартовные испытания, которые пройдут под надзором Российского классификационного общества (РКО).
Он добавил, что вес строящихся судов снижен «за счет полностью алюминиевого корпуса, а также изготовления из алюминия большинства элементов и узлов — от клапанов до задвижек». На иркутской верфи суда будут оснащены современным навигационным оборудованием, на них установят двигатели, основные агрегаты и узлы, а также проведут обстроечные и отделочные работы.
Проект HSC150B разработан нижегородской компанией «Си Тех». Закладка корпусов катамаранов состоялась в 2022 году в Рыбинске на судостроительном заводе «Вымпел», полная сборка выполняется на промышленной площадке ВСРП.
Тип корпуса судов — hysucat, что является английской аббревиатурой HYdrofoil SUpported CATamaran, обозначающей катамаран на подводных крыльях. С точки зрения динамики судно проекта HSC150B сравнимо с судами на подводных крыльях и скоростными катамаранами. «Алюминий — приоритетный материал для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно, — пояснил генеральный директор компании «Си Тех» Петр Ежов. — Для скоростных судов он, по сути, единственный. Титан дорогой и трудоемкий материал, а композитные конструкции имеют ограничения по правилам. Для скоростного судна, как и для других транспортных средств, главное — масса. Больше масса корпуса — меньше полезной нагрузки, топлива. Плюс алюминия — отсутствие коррозии в пресной воде. Следовательно, не требуется вводить запасы на коррозию по толщине деталей».
Кроме того, конструкторы-проектировщики применили в комплексе сварные крупногабаритные облегченные панели (СКО-панели) и новый разработанный в Институте легких материалов и технологий (ИЛМиТ) сплав 1581. Это решение дало возможность облегчить надстройку катамарана на 7,2% по сравнению со стандартными прессованными крупногабаритными панелями из сплава 1561.
«По характеристикам прочности свариваемый сплав 1581 несколько превосходит традиционный сплав 1561. Благодаря этому можно уменьшить массу основных и вспомогательных конструкций. Кроме того, он доступнее на рынке и просто современнее», — отметил Петр Ежов.
Характеристики пассажирского катамарана проекта HSC150B: длина — 38 м; ширина — 11 м; высота борта — 3,5 м; осадка по КВЛ — 0,9 м; мощность ГД — 2х1400 кВт; проектная скорость — около 60 км/ч (32 узла); экипаж — 4 человека; дальность хода — 700 км; пассажировместимость — 148 человек.
Главные преимущества катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B — экономичность, пониженное волнообразование и мягкий ход. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров на магистральных речных линиях, озерах и водохранилищах разряда «М». Восточно-Сибирское речное пароходство планирует эксплуатировать суда в акватории Байкала.
Фотографии предоставлены Алюминиевой ассоциацией