Спецификой систем автоматизации для таких судов являются повышенные требования к их надежности
Российский морской регистр судоходства (РС) принимает участие в реализации мероприятий федерального проекта «Автономное судовождение» и в настоящее время готовит новую редакцию Положений по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС), сообщает пресс-служба классификационного общества.
Положения по классификации МАНС Регистр разработал в 2020 году для сопровождения проектов в области автономного судоходства. Документ основан на результатах научно-исследовательской работы и дополняет обязательные требования РС в соответствии с классом и назначением судна.
Положения учитывают широкий диапазон МАНС с различной степенью вовлеченности человека в управление судном при различных режимах движения. Документ приводит подробные критерии оценки риска при проектировании, изготовлении, испытаниях и эксплуатации МАНС и регламентирует особенности технического наблюдения на всех этапах жизненного цикла судна, включая изготовление материалов и изделий. Среди ключевых разделов: системы обеспечения ситуационной осведомленности, средства радиосвязи и обмена данными, навигации и маневрирования, судовая энергетическая установка, центр дистанционного управления.
В настоящее время РС готовит новую редакцию Положений, а также дополнения в Правила РС с учетом требований федерального закона о правовом регулировании эксплуатации автономных судов от 10 июля 2023 года №294-ФЗ, включая классификацию МАНС, форму Удостоверения соответствия МАНС и определения типа МАНС – полуавтономное и/или полностью автономное.
Системы и устройства автоматизации для МАНС в классе РС подлежат техническому наблюдению Регистра при их изготовлении. При этом техническое наблюдение за изделиями, не включенными в номенклатуру РС, но подпадающими под требования положений, осуществляется в рамках оказания услуги принципиального одобрения (AIP).
Спецификой систем автоматизации для МАНС являются повышенные требования к их надежности за счет дублирования и резервирования. Чем выше категория автономности МАНС, тем более высокие требования предъявляются к системам обеспечения его безопасности.
ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС, Регистр) ведет историю с 1913 года, работает во всех сферах морской индустрии. Основными целями РС является повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасного плавания судов, надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях; разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
РС осуществляет рассмотрение технической документации, техническое наблюдение за судами в постройке и эксплуатации, выдачу документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства; обмер судов и плавучих сооружений; техническое наблюдение за выполнением положений международных конвенций; сертификацию промышленной продукции и производств, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО.