На долю России приходится 40% мирового крабового экспорта в денежном выражении
Мировой рынок крабов, который в 2022 году оценивался в $12,86 млрд, до 2028 года будет расти со средним темпом 5,86%. К концу периода он превысит $18 млрд (+40% относительно 2022 года). Об этом со ссылкой на отчет аналитической компании 360 Research Reports пишет в Telegram Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).
Ранее президент ВАРПЭ Герман Зверев сообщал, что Россия — игрок номер один на мировом крабовом рынке, на ее долю приходится 40% мирового крабового экспорта в денежном выражении. Это стало следствием снижения объема мировых поставок всех видов крабов в 2017-2022 годах — с 926 тыс. тонн до 778 тыс. тонн. Одновременно с этим Россия наращивала поставки, а ее доля в общемировом вылове премиальных видов крабов увеличилась с 30% почти до 50%.
«На этом фоне российские рыбопромышленники за пять лет заработали почти $8 млрд, поэтому сегодня инвестиции в крабовые квоты воспринимаются банками как высокодоходные и очень надежные, правительство же расценивает их как своеобразный налог на прибыль. По подсчетам ВАРПЭ, суммарная начальная стоимость лотов предстоящих крабовых аукционов составит 338,82 млрд рублей — это почти в 3 раза больше, чем было запланировано на первых крабовых аукционах в 2019 году (120,81 млрд рублей), и почти в 2,5 раза больше, чем фактический доход государства от этих аукционов (142,3 млрд рублей)», — отмечают в ВАРПЭ.
Как сообщалось ранее, в 2018 году государство перезаключило с компаниями договоры пользования квотами добычи краба сроком на 15 лет. В 2019 году 50% этих квот было изъято у обладателей и перераспределено через аукционы с инвестобязательствами. Еще 48% власти планируют продать на аукционах в рамках второго этапа программы инвестквот.
Планируется, что аукционы будут проводиться со второй половины 2023 года. Для этих целей формируется 37 лотов в размере около 1000 тонн. По 31 лоту в качестве инвестиционных обязательств установлено строительство судов-краболовов в виду того, что средний возраст судов, используемых на промысле в настоящее время, составляет 30 лет.