Глава ОСК попросил расширить меры господдержки для строительства судов для северного завоза
Сейчас льготой могут воспользоваться только верфи, строящие военную продукцию
Для реализации программы строительства судов ледового класса для северного завоза необходима существенная модернизация предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В связи с этим требуется расширение инструментов поддержки Фонда развития промышленности. Об этом заявил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов на заседании президиума совета законодателей РФ в Государственной думе, сообщает пресс-служба корпорации.
Алексей Рахманов поддержал инициативу парламентариев по обновлению флота для северного завоза и заявил о готовности начать их строительство на предприятиях корпорации.
«Буквально до прошлого года не было разговора о том, сколько судов нужно и каких именно. В августе 2022 года мы подготовили и передали в Минэкономразвития предложения по типажам таких судов, которые мы можем построить на имеющихся мощностях корпорации. Эти предложения позволят закрыть проблематику северного завоза в дополнение к тому, что мы делаем по ледоколам. За последние 4 года нами были сданы 2 дизель-электрических и 3 атомных ледокола, еще 2 атомных ледокола в графике строительства, затем будут построены еще 2 ледокола — 5 и 6 серийные», — сообщил глава ОСК.
Однако, по его словам, для реализации программы строительства судов ледового класса для северного завоза необходима существенная модернизация предприятий корпорации в целях повышения производительности труда. «У нас есть совместная программа с Росатомом по строительству судов ледового класса для обеспечения северного завоза, прежде всего на площадях Балтийского завода. Инвестпрограмма позволит нам увеличить производительность труда в 2-2.5 раза, но для ее реализации надо договориться о расширении таких инструментов поддержки, как Фонд развития промышленности, на «гражданские» верфи. На сегодняшний день такой льготой пользуются только наши верфи, строящие военную продукцию», — сказал он.
Кроме того, Алексей Рахманов рассказал о причинах возникновения отклонений от графиков строительства рыбопромыслового флота. «Проблемы со строительством рыболовецких судов были связаны с недооценкой руководителями ряда наших верфей сложности строительства таких судов. Тем не менее на сегодняшний день мы приобрели богатейший опыт строительства по иностранным проектам в России. Вопреки задачам, поставленным президентом, доля локализации в этих проектах еле-еле приближается к 30%. Совместная работа с Минпромторгом позволит нам к 2025 году создать аналогичные изделия, в которых доля локализации будет доходить до 70%. Мы отдаем этой работе все наши силы», — отметил генеральный директор корпорации.
Он обратил внимание членов Совета законодателей на то, что строительство судов по данным контрактам затрудняло отсутствие ценовой экспертизы, из-за чего три заказа были выполнены верфями корпорации «в ноль или в минус».
«Нужно учитывать сложности, которые возникали из-за того, что наши «заклятые друзья» перестали не только поставлять нам оборудование, но и приезжать на пусконаладку уже поставленного... Сегодня у Минпромторга наконец есть арбитр по ценовым вопросам в лице Центра технологий судостроения и судоремонта, что дает нам возможность получать объективную картину строительства. У нас уже есть план действий, по которому мы не только возвращаемся к строительству и оперативно его завершаем, но и найдем общее решение изменения ценовых параметров контактов, учитывающих эти объективные сложности — мы не просим ничего сверху», — заключил Алексей Рахманов.
АО «Объединенная судостроительная корпорация» — крупнейшая судостроительная компания России. Создана в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок — основной для корпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.