1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Морские порты России во втором квартале 2023 года: инфографика и аналитика

20 июля 2023   17:00

Морские порты России во втором квартале 2023 года: инфографика и аналитика

Совместный продукт ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)

Во втором квартале 2023 года перевалка грузов в российских портах выросла на 10,5% к аналогичному периоду 2022 года — до 232,0 млн тонн. Это максимальное квартальное значение за последние годы.

Таким образом, рост перевалки связан не только с переориентацией торговых связей, но и с ростом экспорта грузов (в первую очередь, сырьевых). Общими факторами роста экспорта послужили относительно высокие цены на большинство сырьевых товаров и ослабление курса рубля.

Тем не менее, существенно сократился экспорт руд (-31,5% ко второму кварталу 2022 года) и черных металлов (-7,2%). Основными факторами снижения послужили низкие цены на мировых рынках, европейские санкции (для черных металлов) и сокращение закупок европейскими потребителями даже в отсутствие официальных санкций (для руд).

Для энергетических грузов характерно относительно невысокое изменение перевалки: нефтепродукты испытали спад (-5,9%), остальные виды грузов — некоторый рост (сжиженные газы +1,1%, уголь и кокс +4,2%, нефть +5,9%). Таким образом, спад экспорта в Европу был компенсирован переориентацией экспорта в другие страны.

Существенно выросла перевалка грузов в контейнерах (+32,5%), чему способствовали стабилизация ситуации с вывозом контейнеров с Дальнего Востока и развитие российских контейнерных сервисов.

Еще более высокий рост продемонстрировала перевалка удобрений (+55,1%) в связи с организацией перевалки (в том числе белорусских удобрений) в терминалах Санкт-Петербурга. Наконец, максимальный рост наблюдался в перевалке зерна (+127,5%) под влиянием расширения экспортных квот.

Рост перевалки наблюдался во всех бассейнах. Однако в Арктическом и Балтийском рост был минимален (+2,0% и +7,0% соответственно), поскольку эти бассейны в наибольшей степени ориентировались на экспорт в Европу.

Перевалка в Дальневосточном бассейне (+7,5%) сдерживается ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. Максимальные темпы роста наблюдаются в Азово-Черноморском (+21,2%) и Каспийском бассейнах (+38,0%), где действие вышеуказанных негативных факторов слабее.

Перевалка контейнеров в ДФЭ во втором квартале 2023 года выросла на 31,2%. В данном квартале наряду с неизменным ростом перевалки в Дальневосточном и Каспийском бассейнах (+34,7% и +165,7% соответственно) впервые за последние 1,5 года выросла перевалка контейнеров в Балтийском бассейне (+25,5%). В Азово-Черноморском бассейне перевалка также существенно выросла (+38,9%), а в Арктическом — сократилась (-16,1%).

С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>
При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.

С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>

При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.

Новости от 26 декабря 2024 г.