Предположительно, это одно из первых судов, построенных на Пермской судоверфи
На дне реки Кама в Перми водолазы Пермского центра подводных исследований обнаружили исторический артефакт — хорошо сохранившийся колесный пароход. Предположительно, это одно из первых судов, произведенных на Пермской судостроительной верфи, буксирный пароход типа «Пермский первенец» или пароход 732-серии, сообщает пресс-служба правительства региона со ссылкой на Минприроды края.
Как рассказал руководитель водолазных спусков АНО «Центр подводных исследований» Денис Михалев, колесный пароход длиной 60 м и шириной 8 м лежит на глубине 6 м и в 300 м от берега. «Судно практически полностью заилено, а дно вокруг него покрывает молевой сплав. Объект целый, с котлом, колесами и прочим. Судя по клепанному корпусу, судно произведено до 1935 года. Возможно, что это буксирный пароход типа «Пермский первенец». Такие начали производиться в 1932 году на Пермской судоверфи. Причину, почему судно затонуло, можно будет установить только после его подъема», — пояснил он.
По словам министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Дмитрия Белановича, обнаруженный объект пригоден для судоподъема в целях музеефикации. «Учитывая, что колесный пароход — это объект исторического и культурного наследия, и его поднятие может быть оправдано не только с экономической, но и образовательной точек зрения, требуется тщательное обследование и серьезный полноценный проект подъема. Для этого нужно провести основательную подготовительную работу с учетом течения, глубины, степени заиленности, состояния судна, наличия топлива и прочих параметров», — добавил глава ведомства.
Для изучения обнаруженного объекта Минприроды направило запросы в различные архивы, музеи, пароходства и судостроительные заводы. На сегодняшний день известно, что техническая документация на тип судна «Пермский первенец» не сохранилась. Точно идентифицировать объект можно только водолазным обследованием.
Кандидат исторических наук Аркадий Константинов отметил, что не исключено, что найденный колесный пароход имеет более раннюю дату постройки, чем изначально предполагалось. Это предположение основано на анализе археологических находок и других исторических данных. Возможно, что ранее датировка парохода была недооценена или ошибочно определена. Дальнейшие исследования и экспертиза могут помочь подтвердить или опровергнуть это предположение. «Колесные пароходы — это исторически ценные объекты, которые имели большое значение в развитии морской и речной транспортной инфраструктуры. В нашей стране до наших дней сохранилось несколько таких пароходов. Это не только ценности для историков и музейных коллекций, но и важные объекты для изучения и сохранения исторического наследия и развития транспортной инфраструктуры. Они демонстрируют уникальные и инновационные конструктивные и конструкционные решения, которые использовались на тот период. Изучение и сохранение колесного парохода позволит нам лучше понять исторический контекст и развитие судостроительной отрасли нашего региона», — пояснил ученый.
В Минприроды региона добавляют, что обнаруженный колесный пароход значится в реестре затонувшего имущества ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей». В январе 2022 года Ленинский районный суд удовлетворил исковые требования Пермского транспортного прокурора, обязав администрацию «Камводпуть» в течение года очистить реки Кама, Вишера, Косьва, Сылва, Чусовая в Пермском крае от затонувших бесхозяйных судов.
Власти региона для проведения водолазного обследования и подъема затонувшего объекта в том числе рассматривают вариант привлечения инвесторов.