Высокие показатели на Дальнем Востоке не смогли компенсировать снижение грузооборота на Балтике
Консолидированный контейнерный грузооборот морских терминалов Global Ports (входит в группу компаний «Дело») в первом полугодии 2023 года сократился на 35,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 393 тыс. TEU. Во втором квартале снижение показателя составило 16,1% относительно апреля-июня 2022 года — до 208 тыс. TEU, следует из опубликованных компаний результатов операционной деятельности.
При этом контейнерный оборот во втором квартале вырос относительно первого квартала текущего года на 11,7%, а рыночный рост за квартал составил 9%, уточняют в пресс-службе Global Ports.
«На фоне сохраняющегося высокого спроса в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах и постепенного увеличения количества прямых судозаходов в Балтиком бассейне, российский рынок морской контейнерной перевалки вырос во II квартале 2023 года на 33,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в I полугодии 2023 года увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — отмечается в сообщении.
При этом сокращение консолидированного контейнероборота объясняется тем, что высокие показатели на Дальнем Востоке оказались недостаточными для компенсации снижения грузооборота терминалов на Балтике, «который был сильно зависим от международных судоходных линий», ушедших с рынка во втором и третьем кварталах 2022 года. Перевалка контейнеров на дальневосточном терминале Global Ports «Восточная стивидорная компания» (ВСК) увеличилась во втором квартале и в первом полугодии на 15,1% (до 148 тыс. TEU) и 16,3% (319 тыс. TEU) соответственно, а грузооборот терминалов на Балтике снизился в отчетные периоды на 49,7% и 78,1% соответственно.
«В результате успешной работы по увеличению коэффициента использования временно свободных контейнерных мощностей на терминалах на российской Балтике, грузооборот навалочных грузов Global Ports вырос во II квартале 2023 года на 119,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1,7 млн тонн, а по итогам I полугодия 2023 года увеличился на 125,3% — до 3 млн тонн», — отмечают в компании.
Контейнерооборот Первого контейнерного терминала (ПКТ) за второй квартал 2023 года упал на 71% — до 22 тыс. TEU, за первое полугодие — на 86,7%, до 27 тыс. TEU. Показатель «Петролеспорта» (ПЛП) составил 37 тыс. TEU во втором квартале (-12%) и 46 тыс. TEU по итогам полугодия (-62,6%). На Усть-Лужском контейнерном терминале (УЛКТ) зафиксированы нулевые значения против 2 тыс. и 9 тыс. TEU за сравниваемые периоды прошлого года. Терминал «Моби Дик», напротив, достигнув оборота в 1 тыс. TEU по итогам января-июня, показал существенный прирост относительно прошлого года — на 310,3%.
Логистический парк «Янино» по контейнерным грузам показал падение на 44,9% — до 9 тыс. TEU во втором квартале и на 54,3% — до 17,6 тыс. TEU за полугодие. По навалочным грузам, несмотря на заметный рост на 54,8% во втором квартале — до 20,3 тыс. тонн, по итогам полугодия отмечено падение на 57,7% — до 39,7 тыс. тонн.
Перевалка контейнерных грузов в финских портах (Global Ports входит в СП на терминале в Котке и Хельсинки) снизилась за отчетный квартал на 20,1% — до 22 тыс. TEU, за полугодие — на 23%, до 41,9 тыс. TEU.
Перевалка Ro-Ro грузов на терминалах Global Ports по итогам января-июня 2023 года сократилась на 68,5% и составила 1,4 тыс. единиц.
По оценке Global Ports, контейнерный рынок Росси по итогам полугодия увеличился на 4% — до 2,29 млн TEU, Балтийского региона России (включая Калининград) — упал на 31,8%, до 525 тыс. TEU. В северных портах произошло снижение на 4,5% — до 76 тыс. TEU, в южных — рост на 24,7%, до 527 тыс. TEU, в дальневосточных — увеличение на 24,8%, до 1,16 млн TEU.
Global Ports Investments PLC — оператор контейнерных терминалов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Управляет пятью контейнерными терминалами в России («Петролеспорт», «Первый контейнерный терминал», «Усть-Лужский контейнерный терминал» и «Моби Дик» на Балтике, «Восточная стивидорная компания» на Дальнем Востоке) и двумя контейнерными терминалами в Финляндии (терминалы «Мулти-Линк» в Хельсинки и Котке). Global Ports также владеет внутренним контейнерным терминалом «Логистический парк «Янино» под Санкт-Петербургом. Консолидированный контейнерооборот морских терминалов Global Ports снизился за 2022 год по сравнению с 2021 годом на 37,1% и составил 992 тыс. TEU.
Основным акционером Global Ports является группа компаний «Дело».