Конвенция вступит в силу в июне 2025 года
Российский морской регистр судоходства (РС) в настоящее время, до вступления в силу Гонконгской конвенции, имеет необходимые поручения от ряда морских администраций и выдает по просьбе судовладельца Удостоверение о готовности к утилизации для подтверждения соответствия судна положениям нового инструмента, сообщает пресс-служба Регистра.
В рамках 80-й сессии Комитета Международной морской организации (ИМО, IMO) по защите морской среды (КЗМС 80), в которой Регистр принимает участие в составе делегации РФ, 26 июня 2023 года был достигнут необходимый порог для вступления в силу Конвенции о безопасной и экологически обоснованной утилизации судов 2009 года (Гонконгской конвенции). К ней присоединились Бангладеш (одна из крупнейших в мире стран по утилизации судов) и Либерия (один из лидеров по тоннажу флота), что позволяет документу вступить в силу 26 июня 2025 года.
После вступления в силу Гонконгской конвенции: суда, отправляемые на утилизацию в страны-стороны конвенции, должны будут иметь на борту перечень опасных материалов (ПОМ); предприятия по утилизации судов в странах, присоединившихся к конвенции, уполномоченные компетентными органами, должны будут представить план утилизации для каждого судна, подлежащего утилизации; государства, присоединившиеся в конвенции, должны будут обеспечить соответствие документу находящихся под их юрисдикцией предприятий по утилизации судов.
Гонконгская конвенция, которая была принята в 2009 году на Международной конференции по безопасной и экологически рациональной утилизации судов в Гонконге (Китай), применяется к судам валовой вместимостью 500 и более, кроме судов, эксплуатирующихся только в водах под суверенитетом и юрисдикцией государства флага судна, а также кроме военных и военно-вспомогательных судов и используемых для государственной некоммерческой службы. Конвенция направлена на обеспечение того, чтобы суда, утилизируемые по истечении срока их эксплуатации, не представляли каких-либо рисков для здоровья и безопасности человека и окружающей среды. Конвенция возлагает ответственность на все заинтересованные стороны, включая судовладельцев, судоверфи, предприятия по утилизации судов, государства флага, государства порта, государства утилизации судна.
ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС, Регистр) ведет историю с 1913 года, работает во всех сферах морской индустрии. Основными целями РС является повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасного плавания судов, надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях; разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
РС осуществляет рассмотрение технической документации, техническое наблюдение за судами в постройке и эксплуатации, выдачу документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства; обмер судов и плавучих сооружений; техническое наблюдение за выполнением положений международных конвенций; сертификацию промышленной продукции и производств, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО. РС выполняет техническое наблюдение за контейнерами для генеральных грузов, изотермическими контейнерами, контейнерами-цистернами, контейнерами-платформами, офшорными контейнерами и др.