На дне Камы могут находиться сотни затонувших объектов
В Перми завершен подъем останков затонувшего в реке Кама бесхозного сухогрузного теплохода типа «Шестая Пятилетка». Работы выполнила специализированная организация из Санкт-Петербурга по договоренности с министром природных ресурсов Пермского края Дмитрием Белановичем, сообщает пресс-служба правительства региона.
Судоподъем стал частью пилотного проекта восстановления экосистемы реки Камы. Планируется, что он войдет в единый федеральный водный проект по экологическому оздоровлению рек и озер, который стартует в 2025 году. Он включает в себя реализацию подъема и утилизации затонувшего имущества на реке Каме в составе бассейна реки Волги.
По словам главы краевого Минприроды Дмитрия Белановича, подъем затонувшего имущества необходим для очистки русла реки для расширения судоходства. «Кроме того, затонувшие суда, лодки, катера, баржи, понтоны, металлоконструкции и прочее имущество серьезно вредят окружающей среде и могут стать угрозой для местных жителей. Кроме того, это необходимо для улучшения экологии, обеспечения безопасного судоходства и сохранения природных рекреационных ресурсов региона», — сказал он.
Как пояснил главный инженер ООО «Альтернативные решения» Алексей Васильев, в рамках пилотного проекта специалисты исследуют свойства грунтов под водой и на берегу, по результатам комплексного водолазного обследования разрабатывается оптимальный способ подъема затонувшего судна и рассчитывается необходимое количество технических средств. На основании разработанной документации проводятся работы по очистке водных объектов Пермского края. «Корпус сухогруза вытянули на берег зацепленными силовыми стальными канатами. На рабочей площадке установлена мощная тяговая лебедка и оборудованы мертвые якоря. За два дня работы лебедки с перепасовками системы полиспастов мы преодолели 140 м от фарватера до берега. Масса металла ‒ порядка 140-150 тонн. Поскольку останки плавсредства не представляют исторической и культурной ценности, на берегу вручную их разбирают на металлолом, в свою очередь, это позволяет использовать вторично огромные массы металла», — рассказал Алексей Васильев.
Он сообщил, что процесс подъема значительно усложнила сильная замытость останков сухогруза. «Работая в акватории Камы, мы столкнулись с этой особенностью — большое заиливание затонувших объектов. Годами вода забивает илом и песком как отсеки и двойное дно судна изнутри, так и «захватывает» его корпус снаружи. Замывание песком значительно увеличивает вес судна и усилие на его вытягивание, поэтому, чтобы его извлечь на берег, требуется специальное водолазное и такелажное оборудование и опытные специалисты, которые могут проводить весь комплекс судоподъемных работ и принимать правильные решения для того, чтобы поднять судно с соблюдением всех требований и норм», — добавил Алексей Васильев.
В Минприроды Пермского края добавили, что в настоящее время специалисты приступили к подъему 100-метровой баржи. Это плавсредство, как и теплоход типа «Шестая Пятилетка», входит в число 34 объектов бесхозного имущества реестра ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей».
На сегодняшний день по результатам гидроакустического сканирования километрового участка акватории возле КамГЭС специалисты Пермского центра подводных исследований выявили около 10 затонувших объектов, но только треть из них числится в реестре затонувшего имущества «Камводпути». Специалисты предполагают, что на дне Камы могут насчитываться сотни затонувших объектов.
Как ранее обозначал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, до начала работ по одному из приоритетных проектов региона — оздоровлению реки Камы — необходимо провести все необходимые подготовительные мероприятия. Они включают в себя обследование Камы и впадающих рек для последующих работ по дноуглублению, расчистке, берегоукреплению, а также подъему судов и извлечению затонувших остатков молевого сплава. Глава региона поручил краевому Минприроды в ближайшее время проработать вопрос о необходимом финансировании для проведения комплексного обследования акватории Камы до ее включения в федеральный проект.