Перевозки на Средиземноморье оказались дороже перевозок на Северную Европу
С приближением пикового сезона морских грузоперевозок последние данные компании Xeneta (Швеция), свидетельствуют о неоднозначном состоянии и перспективах двух основных торговых коридоров с Дальнего Востока в Европу. Так, анализ Xeneta показывает, что грузоотправители, выбирающие маршрут из Азиатско-Тихоокеанского региона в Средиземноморье, в настоящее время платят надбавку к спотовому тарифу в размере $1150 за FEU по сравнению с теми, кто выбирает североевропейский вариант. Это также имеет очевидные последствия для долгосрочных контрактов, объясняет Питер Санд, главный аналитик Xeneta, на двух очень похожих маршрутах, испытывающих очень разный уровень спроса.
Различная динамика спроса, указывает Сэнд, является ключевой причиной различий в стоимости контейнеров. Если посмотреть на первые четыре месяца 2023 года, импорт из АТР в Северную Европу сократился на 8% (что соответствует снижению на 280 тыс. TEU), в то время как спрос вырос на торговлю в Восточном Средиземноморье увеличился на 21,9%, на 195 тыс. TEU, а в Западном Средиземноморье на 2,3%.
«Когда мы видим рост спроса, это быстро приводит к повышению спотовых цен, и доказательства этого здесь, на всеобщее обозрение, - говорит он. - На средиземноморском рынке спотовые ставки также выше, чем контрактные, в то время как для маршрута в Северную Европу верно обратное, и это также показывает относительную силу первого коридора».
В дополнение к изменениям ставок аналитик также указывает на эволюцию цепочки поставок в 2023 году, при этом увеличиваются объемы экспорта в Средиземноморье из Японии, Тайваня и Южной Кореи, в то время как объемы экспорта из Юго-Восточной Азии снижаются.Заглядывая в ближайшее будущее и в вышеупомянутый пиковый сезон, он с осторожностью относится к любым разговорам о восстановлении ставок.
«Наши данные показывают относительную силу маршрута АТР – Средиземноморье, но ключевое слово здесь – «относительный», — заключает Санд. — Глядя на то, как ставки упали с их максимумов полтора года назад, мы видим драматическую трансформацию. Да, в этом году мы наблюдаем высокий спрос на Средиземноморье, но все, чего удалось достичь, - это замедление снижения ставок, а не поворот к лучшему. Учитывая состояние рынка и более широкую макроэкономическую картину в настоящее время, трудно представить себе массовый рост ставок на фрахт в пик сезона. На самом деле, время и данные покажут, действительно ли у нас вообще пик сезона в традиционном смысле... Возможно, мы станем свидетелями периода наибольшего беспокойства, а не пиковых доходов для все более напряженной индустрии перевозок».