За проход судов через Багаевский и Городецкий гидроузлы в будущем могут ввести дополнительную плату
Дефицит средств федерального бюджета на содержание внутренних водных путей (ВВП) и судоходных гидротехнических сооружений (ГТС) на период с 2024 по 2026 год составляет 30,9 млрд рублей. Обеспеченность финансовыми средствами в 2023 году составляет 82% от нормативной потребности. Об этом во время совещания у Владимира Путина рассказал министр транспорта РФ Виталий Савельев.
Он напомнил, что правительством России 2 декабря 2014 года были утверждены нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей по категориям и судоходных гидротехнических сооружений за счет средств федерального бюджета. Однако содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений не обеспечивается полным нормативным финансированием.
«При нормативном содержании в полном объеме до 2035 года мы можем сделать: первое — мы можем устранить протяженность лимитирующих участков на более чем 10300 км. Второе — мы можем увеличить пропускную способность почти на 9,5 млн тонн, и третье — обеспечить гарантированные глубины, в том числе для прохода судов с осадкой 3,6 м ЕГС», — рассказал Виталий Савельев.
В настоящий момент Минтранс России проводит работу по уточнению нормативов содержания внутренних водных путей по бассейнам в целях приоритизации наиболее востребованных участков. При подготовке актуализированной заявки Минтранс России совместно с Минфином России будет прорабатывать возможные источники финансирования в рамках подготовки бюджета на очередной финансовый год и плановый период 2024–2026 годы.
Виталий Савельев уточнил, что у министерства есть предложения по сокращению нагрузки федерального бюджета на затраты, связанные с содержанием гидротехнических сооружений.
«Всего на внутренних водных путях эксплуатируется 741 ГТС, имеющее комплексное назначение. В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2025 года льготы по налогу на имущество в отношении судоходных гидротехнических сооружений прекращают свое действие, что увеличит нагрузку федерального бюджета на их содержание в объеме до 3 млрд рублей в год. Данные расходы не учтены в нормативах финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Прошу Вашего поручения о сохранении в Налоговом кодексе Российской Федерации с 2025 года существующего режима расчета для судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности», — обратился министр к президенту.
Строительство Багаевского гидроузла и дополнительной камеры Городецкого гидроузла обеспечит значительный рост пропускной способности внутренних водных путей. При этом для содержания этих ГТС дополнительно к установленным нормативам Виталий Савельев предложил ввести плату за проход судов внутреннего водного транспорта на участках внутренних водных путей, на которых после реализации крупных инфраструктурных проектов, обеспечено значительное улучшение условий судоходства.
«Прошу также Вашего поручения проработать соответствующую нормативно-правовую базу совместно с Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти», — заключил министр.
Напомним, общая протяженность внутренних водных путей Российской Федерации, по которым осуществляется перевозка грузов и пассажиров, составляет почти 102 тыс. км, из которых 370 км являются ВВП регионального значения, остальные — федерального значения. Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составляет почти 51 тыс. км.
Внутренние водные пути расположены в европейской части России и образуют Единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Общая протяженность Единой глубоководной системы составляет 6,5 тыс. км.
В 2022 году внутренним водным транспортом перевезено более 116 млн тонн грузов, это на 5% больше показателя 2021 года. Перевозки пассажиров по ВВП за прошлый год составили более 9 млн человек, показав к 2021 году рост более 6%.
Внутренние водные пути федерального значения содержатся за счет средств федерального бюджета, а региональные — за счет средств субъектов Российской Федерации, в которых они расположены.