Гендиректор ОСК заявил о неизбежности роста использования атомной энергии на судах
Важным вопросом использования ядерной энергии в судостроении является ее экологичность и экономичность, отметил Алексей Рахманов
Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил о неизбежности роста использования атомной энергии на судах на сессии «Роль атомной промышленности в обеспечении технологического суверенитета и технологии будущего» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), сообщила пресс-служба корпорации.
На сессии, организованной при поддержке Госкорпорации «Росатом», глава ОСК Алексей Рахманов рассказал о роли атомных технологий в прошлом, настоящем и будущем судостроения. «Все началось с 1958 году, и с того времени в нашей стране было построено более 400 плавучих ядерных реакторов. Сопоставимые цифры мы можем только в Америке увидим, но у них и то, мне кажется, столько их нет. Понятно, что речь идет и об оборонной составляющей, но при этом мы видим, что достигнутая безопасность ядерных технологий – ключ к их внедрению в судостроение», — напомнил Алексей Рахманов.
Важным вопросом использования ядерной энергии в судостроении является ее экологичность и экономичность. По мнению главы ОСК, «если посчитать стоимость эксплуатации атомного ледокола по сравнению даже с газовым, я не говорю про дизельный, то на цикле в 35 лет он получается примерно на 30% дешевле, чем любой неатомный ледокол с похожей мощностью». «Так что в контексте технологического суверенитета движение в сторону роста использования атомной энергии на море является неизбежностью», — подытожил он.
Основная проблема в использовании атомной энергии на судах – высокие капитальные расходы: «Нам надо разрулить только одну историю: чтобы капекс не пугал, потому что низкие операционные расходы и Российская Федерация, и все страны увидят в своей экономике». На вопрос ведущей сессии Элины Тихоновой, что нужно сделать, чтобы высокие капитальные расходы не пугали, Алексей Рахманов ответил: «По крайней мере, не включать в них коммерческие кредиты. Потому, что, если это будет происходить, мы никого и ничем не обрадуем. Если не следовать этому правилу, то стоимость проводки ледокольными судами будет расти, и только по причине процентов, а не потому, что кто-то стал делать дороже корпуса судов и корпуса реакторов».
Это утверждение Алексея Рахманова поддержал глава «Росатома» Алексей Лихачев: «Алексей Львович абсолютно прав насчет заемных денег: 10% – это уже подарок… Если у нас проект 20 лет, то будет 20 раз на 10% процентов плюс проценты на проценты, и эти затраты придется закладывать в себестоимость — а куда еще? — просто беда!»
Алексей Лихачев отметил высокий уровень взаимодействия «Росатома» с Объединенной судостроительной корпорацией в деле строительства атомных ледоколов и внедрения производственной системы: «Алексей Львович был одним из первых, кто разрешил зайти нам с производственной системой на Балтийский завод и помочь в том, чтобы сроки и стоимость строительства ледоколов были управляемы – мы очень этим гордимся. Сейчас есть целый клуб госкорпораций, которые ценность этой системы восприняли и сформировали мощные команды производственной системы».