Принятию международных правил мешает отсутствие контролирующей инфраструктуры
Международный транзит — это основной смысл Северного морского пути (СМП) в перспективе, и чтобы не упустить момент, необходимо принять правила судоходства для зарубежных перевозчиков, избегая монополизации рынка. Такое мнение, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал помощник президента РФ, секретарь Госсовета Игорь Левитин на Петербургском международном экономическом форуме.
По его словам, уже сегодня СМП становится необходимым транспортным путем для российских и международных грузов, поскольку возможности Транссиба ограничены. «В перспективе мы видим Северный морской путь как один из глобальных мировых проектов – как международный транспортный коридор. Для России главная задача сейчас – обеспечить выход на СМП по железной дороге и внутренним водным путям. Потому что Транссиб с пределом в 220 млн тонн не может обеспечить вывоз российских грузов. В то же время Транссиб сегодня перестал быть транзитной магистралью, логистика уходит на Север и Юг. Для организации международного транзита по СМП необходимо установить правила для международных транзитных перевозок. Причем сделать это надо быстро, чтобы не упустить поток грузов, который уйдет на юг», — сказал он.
Мешает принятию таких регулирующих правил, по его словам, отсутствие инфраструктуры, необходимой для обеспечения безопасности и контроля прохода судов. «Как только появится достаточная группировка российских спутников, вопрос может быть решен», — сказал он.
По его мнению, одним из принципов международного судоходства должно быть отсутствие монополии. «То, что «Росатом» наделили полномочиями по контролю за движением судов и создали единый орган Главсевморпуть, — безусловно правильное решение, однако это не должно стать поводом для создания коммерческой компании, которая будет перевозить грузы, ледоколы – это не коммерция, а инфраструктура», — заметил он.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути (СМП) и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях.
Корпорация является куратором двух федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь — 2030», участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года, а также инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением правительства РФ. В контур дирекции СМП Госкорпорации «Росатом» входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».